Рубрика Наука

Европа в эпоху охоты

До перехода к земледелию европейцы были смуглыми, голубоглазыми, похожими друг на друга и генетически, и культурно.

Свое победное шествие по европейскому континенту земледелие начало около 8,5 тыс. лет назад, а до того времени местные жители вели жизнь охотников и собирателей. Некоторые особенности внешнего вида (и внутреннего устройства) тех далеких предков открыло недавнее исследование ДНК, выделенной из обнаруженного на территории Испании скелета, возраст которого оценивается в 8 тыс. лет.

 

Судя по всему, взрослые европейцы того времени еще не могли переваривать лактозу, что вряд ли удивительно. При этом они были темнокожими, голубоглазыми и имели иммунитет к целому ряду болезней, ставших бичом цивилизованного человечества.

 

Земледелие пришло на Запад из Средней Азии, где оно появилось около 10 тыс. лет тому назад. Успешные технологии быстро распространялись и через Грецию и Балканы за считанные столетия вырвались на просторы Европы, неся с собой коренные изменения в питании и образе жизни древних людей. Со временем эти изменения не могли не сказаться и на генетических особенностях популяций, переходивших от охоты и собирательства к земледелию.

 

Скелет, возраст которого оценивается в 8 тыс. лет

©J.M. Vidal Encina

 

До сих пор эти изменения удавалось исследовать, лишь сравнивая геномы современных европейцев и экстраполируя эти данные в прошлое. Однако появившиеся за последние годы технологии выделения фрагментов ДНК из древних останков открыли перед генетиками совершенно новые возможности.

 

Так, в 2006 году в пещере на северо-западе Испании были обнаружены два скелета, а по соседству ? украшения, сделанные из зубов благородного оленя. Возраст останков был оценен примерно в 8 тыс. лет, а в 2012 году ученым удалось установить последовательность митохондриальной ДНК, выделенной из одного из этих скелетов. Она оказалась близкой к ДНК других охотников и собирателей с севера и востока Европы, что говорит о большом генетическом (и, видимо, культурном) единообразии, царившем на континенте до развития земледелия.

 

А недавно испанские генетики с помощью своих коллег из Швеции сумели секвенировать уже «главную», ядерную ДНК, выделив ее из того же древнего скелета. Затем они провели анализ некоторых генов, влияющих на цвет глаз и кожи, связанных с особенностями питания и иммунитета, открыв интересную картину далекого прошлого Европы.

 

Во-первых, оказалось, что тогдашние европейцы имели довольно редкую для сегодняшнего дня комбинацию весьма смуглой кожи и светлых, голубых глаз. Ученые полагают, что светлая кожа позволяет организму эффективнее вырабатывать витамин Д под действием солнечных лучей. Ранние охотники, жившие на почти исключительно мясной и рыбной диете, получали достаточное количество этого витамина с пищей, а вот земледельцы, перешедшие почти целиком на растительное питание, нуждались в собственных ресурсах, что впоследствии стимулировало «осветление» кожи.

 

Во-вторых, как и можно было ожидать, древние охотники и собиратели еще не были в состоянии усваивать «молочный сахар», лактозу. Эта способность появилась у современных европейцев гораздо позднее и совершила настоящую революцию, во многом определив современный облик человечества (подробно об этой удивительной мутации и ее последствиях вы можете прочесть в январском номере Naked Science).

 

До перехода к земледелию европейцы были смуглыми, голубоглазыми

©CSIC/ J.M. VIDAL ENCINA

 

Однако у древнего охотника обнаружились и некоторые способности, которые можно было бы считать чисто «земледельческими». Так, его иммунная система уже могла противостоять ряду заболеваний ? туберкулезу, пневмонии и малярии ? которые, как считается, «передались» человеку лишь после развития животноводства. Во всяком случае, из 40 генов, связанных с иммунитетом против этих болезней, 60% (24 штуки) оказались идентичными современным. Возможно, причиной этому стало распространение эпидемий из Средней Азии, достигших Европы быстрее самого животноводства.

 

Но, пожалуй, главным итогом работы стало подтверждение того факта, что древнейшие охотники и собиратели Европы жили не столько редкими и мало контактировавшими между собой изолированными группами, кочевавшими по бескрайним лесам, сколько целостную, генетически и, видимо, культурно однородную, непрерывно перемешивавшуюся популяцию. Действительно, геном испанского охотника оказался удивительно похож на ранее установленный геном мальчика, останки которого были найдены на сибирской палеолитической стоянке под Иркутском и датируются 24 тыс. лет.