В 2013 г. озоновая дыра над Антарктикой оказалась меньше средних размеров.
Озоновая дыра в Антарктиде – явление сезонное. Она появляется вместе с возвращением Солнца после зимних холодов и тьмы. Ветры «запирают» холодный, насыщенный частицами льда, воздух высоко над континентом, препятствуя поступлению озона из соседних областей. При этом озон реагирует с галогенсодержащими летучими веществами, в том числе искусственного происхождения. Тонкая озоновая пленка быстро истончается и пропадает.
Как правило, к началу декабря условия меняются, и реакция останавливается, а озоновая дыра зарастает – увы, лишь до следующего года.
Впрочем, нельзя не отметить, что начиная с 1987 г., когда был принят Монреальский протокол по защите озонового слоя, производство опасных для него химикатов, действительно, практически прекратилось. Положительные эффекты этой меры проявились быстро: вскоре размеры дыры стабилизировались. Она перестала расти год от года, хотя еще и сохраняет весьма внушительные размеры.
Озоновая дыра появляется над Антарктидой с началом местной весны, в августе и сентябре. К октябрю 2013 г. ее величина составляла около 21 млн кв. км. При этом, начиная с середины 1990-х, когда дыра перестала ежегодно и угрожающе расти в размерах, в среднем ее площадь достигала 22,5 млн кв. км.
Так, в нынешнем году максимальная площадь озоновой дыры наблюдалась 16 сентября – это были впечатляющие 24 млн кв. км, что примерно совпадает с площадью всего континента Северной Америки. Для сравнения: исторический максимум 9 сентября 2000 г. достигал почти 30 млн кв. км.
Сергей Васильев