Предметы роскоши влияют на физическое, эмоциональное и социальное благополучие. Например, в 2010 году ученые выяснили, что люди потребляют экологически чистые продукты не только в целях сохранения природы, но и потому, что такая продуктовая корзина говорит о высоком статусе. Более того, часто эти продукты покупали, когда люди находились в общественных местах.
Теперь ученые из Федерального университета Риу-Гранди-ду-Норти в Бразилии выяснили, как люди относятся к мужчинам, которые водят топовые автомобили, и как владельцы таких автомобилей относятся сами к себе. Результаты опубликовали в журнале Personality and Individual Differences.
Ученые разослали два опроса жителям Бразилии. Сначала респонденты делились своим мнением о роскошных автомобилях и их владельцах. Команда получила 171 ответ, из них 93 — от женщин. Во время второго опроса респондентам — владельцам роскошных автомобилей задавали вопросы о том, как они относятся к себе и своему положению в обществе, считают ли они, что станут лучшим партнером, чем владельцы обычных машин. Исследователи получили 409 ответов, 206 из которых — от женщин.
Авторы работы проанализировали полученные данные и выяснили, что большинство респондентов (как мужчин, так и женщин) считают, что мужчины c роскошными автомобилями имеют более высокую «брачную ценность» и социальное доминирование. Их также посчитали более умными, компетентными в жизни и на работе. Кроме того, большинство респондентов отметили, что личные или интимные отношения с такими мужчинами принесут им пользу.
Исследователи также обнаружили, что обладатели роскошных автомобилей высоко оценивали свой социальный статус и говорили о том, что у них больше уверенности в себе, чем у других. Большинство также оценили себя как обладающих более высокой ценностью сексуальных отношений.
По словам авторов, обладание предметами роскоши влияет на социальное восприятие, которое совпадает с самовоспринимаемыми характеристиками. В будущем эта информация даст представление о разработке моделей принятия решений потребителями и позволит информировать их о последствиях выбора в социальной среде.
Исследование проводили на бразильском материале, что может делать его выводы неуниверсальными. Бразильское общество резко отличается от типичного для других стран: например, там очень много убийств на душу населения (всего там убивают более 40 тысяч человек в год — вшестеро больше, чем в России, и вдвое больше, чем в США), число жителей с высшим образованием не очень высоко, а внимание людей к внешним атрибутам богатства гипертрофировано. Много раз лиц, провернувших крупные и успешные ограбления банков, полиция находила просто потому, что на следующий день после акции те покупали себе «Феррари» и тому подобные авто.
Ранее сотрудники Технологического университета Квинсленда (Австралия) определили основные черты сексуальной привлекательности. Они изучили ответы 7325 австралийцев 18-65 лет, посещающих сайты знакомств, и составили описательный обзор как относительных, так и абсолютных половых различий в предпочтениях, касающихся эстетических качеств, ресурсов и личностных характеристик потенциального партнера в зависимости от возраста. Так, все участники говорили о важности телосложения, физической привлекательности и личностных качествах. А финансовые возможности партнера оказались не столь важными.