Оказалось, социальные сети влияют на психологическое благополучие подростков в зависимости от их возраста и пола.
За последние десятилетия социальные сети в корне изменили наш досуг, что привело к вопросам по поводу их негативного воздействия, особенно на детей. Этому посвящено множество исследований, но большинство из них имеют противоречивые результаты.
Команда ученых, включая психологов и нейробиологов из Кембриджского и Оксфордского университетов (Великобритания), решила изучить эту тему с привлечением внушительного числа участников. Свои выводы они представили в журнале Nature Communications.
Добровольцами стали 84 011 человек от 10 до 80 лет из двух британских наборов данных, которые собирали в течение нескольких лет. Они также включали информацию по 17 709 участникам в возрасте от 10 лет до 21 года. Задачей исследователей было изучить негативные последствия, которые могут оказывать социальные сети во временном интервале: как они повлияли на повзрослевших молодых людей, которые еще несколько лет назад были подростками.
Команда исследовала связь между использованием соцсетей и сообщениями участников об удовлетворенности жизнью. Выяснилось, что этот показатель снижается у девочек в возрасте от 12 до 14 лет, если за год до этого они пользовались соцсетями (от 11 до 13 лет). Между тем у мальчиков то же самое происходит в возрасте от 15 до 16 лет (точно так же, если они «сидели» в социальных сетях в возрасте от 14 до 15 лет). Такие различия могут быть связаны с тем, что созревание у обоих полов, как известно, происходит не одновременно. У мальчиков изменения в структуре мозга случаются позже.
Интересно, что в 20 лет у юношей и девушек снова наступает пик неудовлетворенности жизнью, которое, по мнению ученых, помимо прочего, тоже коррелирует с использованием социальных сетей в 19 лет. Исследователи полагают, что этот процесс могут «запускать» различные события, такие как уход из дома и начало карьеры.
Тем не менее ученые говорят, что связь между использованием соцсетей и психическим благополучием очень сложна и доподлинно определить ее крайне трудно. Возможно, это просто связано с особой уязвимостью нашего мозга во время полового созревания.
«Невозможно точно определить процессы, лежащие в основе этой уязвимости. Подростковый возраст — время когнитивных, биологических и социальных изменений, переплетенных между собой. Это затрудняет отделение одного фактора от другого», — рассказала одна из авторов исследования профессор психологии и когнитивной нейробиологии Сара-Джейн Блейкмор из Кембриджского университета.