Психолог Пол Экман в 1970-х годах описал основные эмоции (согласно его концепции после корректировки в 2011 году, это страх, гнев, отвращение, радость и печаль) с помощью основных выражений лица — они оказались схожими во всех культурах. Недавний машинный анализ, который провели ученые из Токийского университета, показал, что в языках мира эмоциональные центры другие: «хороший», «плохой», «хотеть» и «любить». При этом последние психологические исследования демонстрируют, что правильно интерпретировать поведение человека (например, понять, можно ли доверять его воспоминаниям) позволяют не только слова, мимика и действия, но и разнообразный контекст.
Специалисты из Рурского университета в Германии предложили рассматривать распознавание эмоций не как отдельный модуль, а как часть комплексного процесса, в результате которого формируется общее впечатление о человеке. Научную статью, согласно которой правильное считывание чужих эмоций зависит от физических и культурных особенностей, а также от информации о прошлом, опубликовал журнал Philosophy and Phenomenological Research.
По словам авторов исследования, на соотнесение выражения лица с той или иной эмоцией влияют множество факторов. В их числе цвет кожи, возраст, пол, одежда, привлекательность, жесты, поза. Важна и ситуация, в которой находится человек, чьи эмоции нужно распознать. Кроме того, чтобы правильно распознать эмоцию, может быть даже необязательно видеть лицо. Например, если на человека нападает собака и мы со спины видим, как он оцепенел, то поймем, что он напуган.
Ассоциируются определенные эмоции и с социальным статусом, гендерными и профессиональными ожиданиями. Например, женские негативные эмоции часто воспринимают как страх, а мужские — как гнев. Врачей же принято считать неэмоциональными людьми, и их выражение лица оценивается с учетом этого стереотипа.
Кроме того, отметили исследователи, важную роль играют физические особенности людей. Например, при болезни Паркинсона лицо может напоминать маску и выглядеть суровым. Соответственно, если мы знаем о диагнозе человека, то будем воспринимать его выражение лица как нейтральное, а не как характерное для злости.
Авторы исследования подчеркнули, что понимание, как человек считывает эмоции и из-за чего ошибается, важно не только для психологов, но и для разработчиков моделей искусственного интеллекта. Современные алгоритмы распознавания эмоций, как правило, основаны на анализе выражения лица, однако это не единственный и не всегда достаточный источник информации о состоянии человека.