Психология

Пандемия не научила людей лучше узнавать друг друга в масках

Даже после долгого опыта взаимодействия с людьми в масках мы не стали лучше узнавать их лица. Возможно, эти способности у взрослых уже не могут улучшаться.

Пандемия нового коронавируса продолжается больше двух лет, и жители разных стран мира то и дело вынуждены носить маски, чтобы ограничить распространение инфекции. За это время нейросети сделали огромный шаг вперед и теперь идентифицируют лицо человека, даже если его лицо закрыто медицинской маской. Естественно предположить, что улучшились и наши собственные естественные нейросети, распознающие людей в масках. Однако этого не произошло, что показала новая работа психологов из Великобритании и Израиля. Их статья опубликована в журнале Psychological Science.

Профессор Университета Йорка Эрез Фрейд (Erez Freud) и его коллеги провели серию экспериментов на примерно 2000 взрослых добровольцах. Их способности оценивались с помощью тестов Glasgow Face Match (GFMT) и Cambridge Face Memory (CFMT): участники должны были распознавать и сравнивать лица как естественные, так и искаженные – например, перевернутые или в медицинских масках. Разные выборки проходили тестирование в шесть разных моментов времени за время пандемии. Кроме того, группа тестировалась в самом начале пандемии и год спустя.

Ни в одном из вариантов участники не показали никакого улучшения в распознавании. Предыдущие тесты CFMT показали, что маска снижает точность идентификации лиц в среднем на 15 процентов, – и ровно та же картина наблюдалась после года пандемии. «Ни время, ни опыт взаимодействия с масками ничуть не изменили и не ослабили их влияния (на восприятие – ред.), – говорит Эрез Фрейд. – Это говорит о том, что взрослый мозг, видимо, не может меняться с точки зрения способности распознавания лиц».

У малышей такие способности развиваются очень быстро и сильно зависят от опыта и частого наблюдения за лицами других людей. В связи с этим профессор Фрейд добавляет, что было бы особенно интересным узнать, как пандемия сказалась на этом процессе у детей, как повлияла на формирование способности распознавать лица в масках и без них. Но это – предмет для отдельной работы в будущем.