Психология

От ускоренного просмотра онлайн-лекций не страдает понимание

Ученые выяснили, что просмотр учебных материалов со скоростью, увеличенной в полтора и два раза, не ухудшает понимание и запоминание материала.

Просмотр онлайн-курсов и предварительно записанных видео стал нормой обучения в период пандемии Covid-19. Как это часто бывает с заранее подготовленным материалом, студенты и школьники пытаются просматривать их на более высокой скорости, чтобы успеть за короткое время. Страдает ли от этого процесс обучения?

Ученые из Калифорнийского Университета Лос-Анджелеса решили проверить эту гипотезу. Результаты их исследования опубликованы в журнале Applied Cognitive Psychology. Для участия в эксперименте пригласили 231 студента, которых поделили на четыре группы: в первой участникам включили видео с обычной скоростью, во второй — с ускорением в полтора раза, в третьей — в два раза, в четвертой — в два с половиной. 

Студенты просматривали два коротких ролика по 13-15 минут о Римской империи и рынке недвижимости без пауз и не делали заметок. Сразу после этого они проходили тесты на понимание содержания видео по 20 вопросов каждый. 

Оказалось, участники из групп, где скорость просмотра была увеличена в полтора и два раза, дали примерно одинаковое количество правильных ответов (около 25), в то время как участники, смотревшие видео с обычной скоростью, верно ответили на 26 вопросов. Худший результат показала группа, для которой скорость была увеличена в два с половиной раза, — всего 22 правильных ответа. 

Спустя неделю испытуемые повторно проходили тесты на понимание содержания видео, но уже с другими вопросами. Группа, смотревшая ролик на максимальной скорости, снова показала самые плохие результаты — 20 правильных ответов из 40, а участники из групп, смотревших видео со скоростью, увеличенной в полтора и два раза, набрали 21 правильный ответ. Лучший результат продемонстрировала группа, видео для которой не было ускорено: 24 верных ответа из 40.

Ученые также проверяли, влияет ли количество просмотров на разной скорости на степень понимания и усвоения информации. Так, одной группе дали задание просмотреть видеоролики дважды на удвоенной скорости, а второй — только один раз на нормальной скорости. 

Оказалось, обе группы показали примерно одинаковый результат, набрав 25 из 40 правильных ответов в тесте на понимание пройденного материала. При этом, когда одной группе дали возможность посмотреть видеоролики дважды с удвоенной скоростью, но с перерывом в неделю, они показали более высокие результаты (24 правильных ответа из 40), чем группа, смотревшая ролики только один раз на обычной скорости.

Исследователи отметили, что просмотр видео на скорости, не превышающей удвоенную, действительно не ухудшает понимание и запоминание материала и эта стратегия может быть использована в учебе. Однако она может оказаться неэффективной при работе с особенно сложными материалами.

Комментарии

  • Но... Но люди смотревшие ускоренное видео показали худшие результаты, как это не оказывает влияния? Или это все стабильная, но допустимая погрешность?

  • Пробовал смотреть такие лекции и видео. Бредятина еще та. Сложный материал так не освоишь. Над сложными темами надо корпеть.