Команда собрала данные людей с повреждениями головного мозга и пациентов, перенесших удаление опухоли. Опросы и исследование мозга добровольцев помогли найти область, которая связана с духовностью и религиозностью человека.
Исследование провела команда из Центра женского здоровья имени Бригама (Бостон, США). Ученые взяли данные 88 пациентов отделения нейрохирурги, которые недавно перенесли операцию по удалению опухоли головного мозга. Кроме того, респондентов попросили пройти опрос о духовном принятии себя до и после операции.
Во втором эксперименте участвовали более 100 пациентов с повреждениями, вызванными проникающими травмами головы. Им также предложили ответить на вопросы о религиозности. Подробности работы опубликованы в журнале Biological Psychiatry.
Результаты опроса первой группы показали, что из 88 пациентов 33 стали менее духовными, а вера 29, наоборот, укрепилась. 29 пациентов не изменили свое мировоззрение. С помощью этих данных и сетевого картирования поражений ученые проверили, как религиозность соотносится с разными областями мозга. Они обнаружили, что духовность связана с околоводопроводным серым веществом, которое участвует во многих функциях, включая формирование страха, модуляцию боли, альтруистическое поведение и безусловную любовь.
Результаты опроса второй группы подтвердили выводы. К тому же в литературе авторы работы обнаружили свидетельства того, что пациенты становились более религиозными после воздействия на эту область мозга.
Места поражения, связанные с другими неврологическими и психиатрическими симптомами, тоже пересекались с «центром» духовности. В частности, повреждения, вызывающие болезнь Паркинсона, оказались связаны с областью, отвечающей за низкую духовность. А поражения, вызывающие бред и синдром чужой руки, пересекались с областями, коррелирующими с повышением духовности и религиозности.
Авторы работы отметили, что данные, которые они использовали, не дают информацию о том, в какой среде воспитывали пациентов, хотя это тоже влияет на мировоззрение. Поэтому, чтобы подтвердить выводы, нужно провести больше подобных исследований. Кроме того, команда хотела бы проверить, можно ли использовать результаты работы в лечении больных.
Комментарии
"Результаты опроса первой группы показали, что из 88 пациентов 33 стали менее духовными, а вера 29, наоборот, укрепилась. 29 пациентов не изменили свое мировоззрение..."
"-- Ну я же просил 400 капель.. А тут 402.
-- 400! У нас все точно".
Уффф, что-то намудрили экспериментаторы. Давно уже доказано, той же Сюзанной Гринфилд, что подход, ищущий для каждой "высшей" функции человека конкретную область мозга, где она заключена - тупиковый. Мозг пластичен, функции могут перераспределяться. Нейронные ансамбли и мезоансамбли могут простирать свои соединения через весь мозг от одного его конца до другого.
У осьминогов, к примеру, вообще нет таких же частей мозга как у человека. При этом осьминоги могут решать задачи и человек тоже, потому что у них тоже есть нейроны, и значит, ансамбли нейронов тоже. Вопрос - в какой части мозга у осьминогов лежит центр решения задач?
То же и для сознания.
Если верить анекдоту о Бернанде Шоу, похожий центр нашли еще более века назад - "Кошмар, у него на месте шишки уважения находится впадина!".
Да, как ни странно, современные навязчивые стремления поисков центров "чего-то" в мозгу очень четко коррелируют с лженаукой 19-го века френологией, Сюзанна Гринфилд о том же пишет
Хотелось бы узнать, где расположен центр духовных скреп, от отечественных специалистов) изучение мозга - бесполезная затея. Нельзя изучить то, чем изучаешь