Психология

Экранное время оказалось для школьников полезнее, чем предполагали

Одно из самых крупных исследований на сегодня показало, что дети школьного возраста, которые проводят довольно много времени с гаджетами, лишь с незначительной вероятностью страдают от нарушений внимания, сна и низких оценок в школе. Зато у них больше друзей.

Девяносто пять процентов подростков в США имеют доступ к смартфону. При этом в 71 из 195 стран менее чем у половины населения есть интернет. Тем не менее среднее время использования Сети в мире растет, особенно среди молодежи. Влияние гаджетов на подростков школьного возраста дискуссионно, и большинство исследований показывает, что оно скорее вредно.

Ученые из Университета Колорадо (США) проанализировали данные национальной выборки, в которую вошли 11 800 детей в возрасте от девяти до десяти лет. Результаты они опубликовали в журнале PLOS One. В исследовании изучали анкеты о времени, проведенном с гаджетом, родительские отчеты о проблемах с поведением и оценках в школе, а также диагностику психологического благополучия учеников.

Выяснилось, что мальчики проводили за экраном гаджета на 45 минут больше, чем девочки. Экранное время между полами не было распределено одинаково: мальчики в два раза чаще отдавали предпочтение видеоиграм, а девочки — социальным сетям.

Как и в предыдущих исследованиях, удалось показать, что дети, проводившие больше времени за экранами, хуже спали и получали более низкие оценки в школе. У них к тому же чаще наблюдали синдром дефицита внимания и гиперактивности (проявляется трудностями в концентрации внимания и плохо управляемой импульсивностью).

Но фактор экранного времени нельзя было назвать решающим. Так, социально-экономический статус ребенка оказывал на подобные результаты в два с половиной раза большее влияние, чем частое использование гаджета. В целом экранное время воздействовало лишь на два процента поведенческих различий между детьми.

И хотя исследование выявило связь между экранным временем и некоторыми проблемами психического благополучия, ученые говорят: это не значит, что оно их вызвало. Вполне возможна обратная ситуация: желание проводить больше времени в интернете может быть следствием определенных психологических проблем.

При этом у детей, которые чаще пользовались интернетом, оказалось в среднем больше друзей. Авторы, впрочем, подчеркивают: чтобы оценить картину целиком, нужны дальнейшие исследования. Ведь, несмотря на большую выборку, учитывали информацию лишь о детях определенного возраста.

Комментарии