Тех, кто совершает добрые поступки, многие люди по всему миру склонны считать верующими. При этом плохие дела с атеизмом в общественном сознании не так связаны, выяснили психологи из США.
Исследователи давно изучают, как связаны поведение человека и его религиозные убеждения. Например, известно, что верующие, нетерпимые к другим религиям, чаще отвергают и научные знания. Предыдущие научные работы также показали, какие именно люди с большей вероятностью верят в бога.
Однако помимо действительно существующих закономерностей, есть стереотипы о моральном облике людей с разными убеждениями. Например, атеистов по сравнению с верующими, как правило, считают более склонными совершать аморальные поступки, в том числе нарушать закон.
Специалисты из Калифорнийского университета в Мерседе (США) обратили внимание на то, что в сознании людей также связаны добрые дела и вера в бога. Согласно результатам нового исследования, стереотип о нравственности и просоциальности верующих оказался даже сильнее, чем об аморальности атеистов. Научную работу опубликовал журнал Scientific Reports.
Ученые провели два эксперимента в двух странах: в США, где верующими себя, по данным опроса Gallup, считают 47% жителей, и в Новой Зеландии, где во время переписи населения 49% участников не указали свои религиозные предпочтения. В рамках исследования людям читали описание человека, например «в детстве помогал бездомным животным, а став взрослым, раздавал еду и одежду бездомным людям». Далее первой половине участников задавали вопрос: «Что более вероятно: этот мужчина — учитель, или этот мужчина — учитель и верит в бога?» Вторая половина респондентов отвечала на другой вопрос: «Что более вероятно: этот мужчина — учитель, или этот мужчина — учитель и не верит в бога?»
Вариант «учитель» был беспроигрышным, так как религиозность педагога не меняет его профессию. Однако многие участники эксперимента в соответствии с устоявшимся в их сознании социальным стереотипом говорили, что описанный человек верит в бога. В США этот ответ звучал в 20 раз чаще других, а в Новой Зеландии — в 12 раз чаще.
Авторы публикации также отметили, что положительное социально ориентированное поведение в сознании людей оказалось связано с религией гораздо сильнее, чем нарушения общественных норм с атеизмом. Серийного убийцу участники эксперимента были склонны считать не верящим в бога, но доля выбравших этот вариант ответа была меньше, чем доля тех, кто посчитал верующим персонажа-благотворителя.
По словам ученых, результаты исследования согласуются с тем, как развивались основные мировые религии. Все они поощряют добрые поступки и порицают аморальное поведение. При этом история этих религий показывает особую важность сотрудничества, а восприятие верующих как высоконравственных людей способно помочь членам религиозных групп доверять друг другу, взаимодействовать и развиваться.
Комментарии
Люди создали множество «христианских» религий, утверждая, что они основаны на учениях Иисуса Христа. Однако, согласно Библии, существует только одна истинная религия, которую можно по праву назвать христианской. Почему это так? Вот лишь некоторые аргументы.
Иисус говорил, что он учит истине, и в I веке н. э. христиане называли свою религию истиной (Иоанна 8:32; 2 Петра 2:2; 2 Иоанна 4; 3 Иоанна 3). Это говорит о том, что если учения какой-то христианской конфессии противоречат учениям Христа, то они являются не истиной, а ложью.Библия учит всех христиан говорить «в согласии друг с другом» (1 Коринфянам 1:10). Однако учения многих христианских конфессий не согласуются друг с другом. Они не могут прийти к единому мнению даже по такому важному вопросу, как «Что значит быть христианином?». Все эти течения просто не могут быть правы одновременно (1 Петра 2:21).
Иисус предсказал, что многие будут называть себя христианами, но не будут следовать его повелениям,— таких он отвергнет (Матфея 7:21—23; Луки 6:46). Он предупреждал, что некоторых людей введут в заблуждение религиозные руководители, извращающие Божью истину ради собственной выгоды (Матфея 7:15). Другим же будет по душе поддельное христианство, поскольку оно учит не библейской истине, а тому, что льстит их слуху (2 Тимофею 4:3, 4).
«Священное писание», доктринальный документ, основа национальной идентичности, аксиология, источник нравственности и морали Иудеев: Ветхий завет=Танах \ Пятикнижие Моисея=Тора=«принятый путь»=«закон» (позже Танах лег в основу догматов христианства - института церкви):
Исход 12:12 “А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.
14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его» (теперь это светлый праздник - Пасха).
Числа 14:8 «… введёт нас в землю сию и даст нам её — эту землю, в которой течёт молоко и мёд; 9… и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их».
Иисус Навин 24:13 «И дал Я вам землю, над которою ты не трудился, и города, которых вы не строили, и вы живёте в них; из виноградных и масличных садов, которых вы не насаждали, вы едите плоды».
Числа 31:17 «итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; 18 а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя; …».
Исход 3:22 «каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме её вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберёте Египтян.
Исход 15:26 "И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навёл Я на Египет, ибо Я Господь ...".
3 Ездр. 6:56 «О прочих же народах, происшедших от Адама, Ты сказал, что они ничто, но подобны слюне, и все множество их Ты уподобил каплям, каплющим из сосуда.» («Недочелове́к», немецкое Untermensch — «унтерменш»).
Второзаконие 20:16 «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оста