Какими бывают дети алкоголиков, и почему бунтарство свойственно «козлам отпущения»? Советы взрослому, как облегчить жизнь ребенку, если он растет в семье, где один из родителей - алкоголик.
Стоит сразу оговориться, что эти типы – лишь приблизительная «схема» личности, поскольку, как известно, каждый человек уникален. Всех их, как правило, объединяет одно – замалчивание проблемы и страх поделиться ею со сверстниками, они боятся обсуждать ее даже с непьющим родителем, например, с матерью. В семье алкоголика обычно существует некий негласный запрет на эту тему. Такие дети стыдятся приглашать друзей к себе домой, потому что знают: «Сегодня папа опять напьется и будет кричать/бить/ругать и т.д.».
Неосознаваемую роль, которую «исполняет» этот ребенок, можно смело обозначить как «гордость семьи». Внешне он демонстрирует высокие достижения, «хорошесть» и послушание, следует правилам, работает и учится для того, чтобы его похвалили, заботится о семье, относится к другим (друзьям, братьям, сестрам) с позиции родителя или начальника.
Глубоко внутри этот «герой» неадекватен, испытывает большое чувство вины (детям свойственно бессознательно брать вину за поступки родителей на себя, даже если их в этом никто никогда не обвинял: «Папа пьет, потому что я плохой»; они еще не в состоянии понять, что «папа пьет», потому что у папы проблемы, потому что папа сам может быть «плохим», – NS). Такой ребенок глубоко одинок, очень боится потерять контроль над чем-либо, чувствителен к критике.
Как с таким ребенком следует вести себя взрослому (родителю, учителям, родственникам, знакомым)? Во-первых, уделять больше внимания, когда ребенок терпит какую-либо неудачу (например, получил двойку в школе). Во-вторых, пытаться отделить собственную ценность ребенка от его достижений: «Ты хороший, и мы тебя любим не потому, что ты хорошо учишься/помогаешь по дому/заботишься о младших братьях, а потому что ты есть». В-третьих, давать такому ребенку понять, что совершать ошибки можно, что без них не обходится никто, что важен не сам факт ошибки, а эффективный способ ее устранения, и что даже если не получается и это – он все равно остается умным, способным, а главное – любимым вами человеком.
Взрослому не рекомендуется: «монополизировать» разговор с ребенком, когда говорите только вы; всегда отвечать первым на вопрос; позволять ребенку оценивать себя только через призму своих достижений.
Если такой ребенок получит адекватную помощь от взрослого и, возможно, психолога, в будущем он может стать хорошим лидером, научиться принимать неудачу, обращаться за помощью, брать ответственность только за себя и свои поступки. Если адекватной помощи не будет – в будущем «семейного героя» может ждать брак с «нуждающимся» человеком, работоголизм, вечный невроз перфекциониста, стремящегося никогда и ни в чем не совершать ошибок, чувство ответственности за все. Стоит ли говорить, что счастье все это ему не принесет никогда, а, вероятно, и подорвет здоровье.
Бессознательная роль – снимает фокус внимания с химически зависимого человека. Внешне такой ребенок демонстрирует враждебность, неповиновение, бунтарство, резкость, холодность, с ним очень сложно установить контакт, любит пообвинять других, обычно вступает в альянсы со сверстниками (иногда эти альянсы могут быть асоциальными, перерастающими во всевозможные преступные группировки). Внутри этот ребенок испытывает боль, чувство вины, отвержение и злость.
Взрослому рекомендуется: давать ребенку понять, когда его поведение неуместно; поощрять ребенка, когда тот берет на себя ответственность за свои поступки; поставить ограничения, установить четкие правила и обязанности (дома, в школе и т. д.), объяснять ребенку последствия тех или иных его действий. Всегда быть последовательным и самому строго придерживаться установленных с ребенком правил.
Не рекомендуется: жалеть ребенка, то и дело менять свое отношение к нему, усиливать власть, соглашаться с претензиями других к собственному ребенку, воспринимать поведение ребенка на свой счет (в случае жалоб на него учителей, других родителей).
Из «козла отпущения», получившего адекватную помощь, в будущем может получиться хороший консультант, он научится выражать свои чувства приемлемым для общества способом, научится обращаться за помощью в случае необходимости. Не получив своевременной и адекватной помощи, в будущем этого человека может ждать тюрьма, проблемы с алкоголем и/или наркотиками, проблемы в школе и на работе.
Роль – веселье и юмор. Снаружи демонстрирует клоунаду, незрелость, забавность, гиперактивность, привлечение внимания. Внутри он чувствует страх, тревогу и неуверенность.
Советы взрослому: держать ребенка ответственным за его деструктивное поведение, поощрять ответственность в принципе, поручая важные задания, поощрять уместный юмор, настаивать на контакте глаз: «Давай будем смотреть друг другу в глаза, когда разговариваем».
Стоит пытаться смеяться вместе с ребенком, а не над ним.
В случае адекватной помощи такой ребенок в будущем может стать душой компании, с которым всегда весело, у него разовьется хорошее и уместное ситуации чувство юмора, он научится заботиться о себе. Если помощи не будет, «шута» могут ждать заболевания, связанные со стрессом, он навсегда может остаться незрелым и довольно безответственным человеком.
Облегчение – именно такую роль неосознанно несет на себе этот ребенок. Таким облегчением для жены алкоголика может стать, например, тихая и послушная девочка. Именно поэтому такие дети, действительно, очень тихие, застенчивые, любят уединение, избегают стрессов, конфликтов, привязываются к вещам, а не к людям, у них мало друзей.
Глубоко внутри ребенок ощущает собственную неважность, испытывает боль, злость, тревогу, чувствует отвержение.
Поведение, рекомендуемое взрослому: старайтесь замечать детей, чьи имена или лица вы не можете запомнить (как правило, это и есть те самые тихие потерянные дети); пытайтесь установить с такими детьми контакт один на один; указывайте на сильные стороны ребенка и поощряйте таланты; помогайте ребенку строить взаимоотношения; побуждайте к работе в маленьких группах.
Не рекомендуется: отпускать ребенка с «крючка», позволяя ему оставаться в молчании, например, никогда не вызывая его к доске или не общаясь с ним; позволять другим детям заботиться о ребенке, говоря и отвечая за него.
В случае помощи в будущем этот ребенок может проявить себя как весьма талантливый и творческий человек с богатым воображением. Не получив необходимой помощи, повзрослев этот человек рискует утратить интерес к жизни, получить глубокие внутренние проблемы на фоне внешнего спокойствия, изолироваться от общества и даже умереть еще в юности.