В начале этого месяца Maersk и MSC решили самостоятельно — без принуждения со стороны западных государств — отказаться работать с грузами из России. Ранее сходные решения приняли другие аналогичные компании, японская Ocean Network Express и немецкая Hapag Lloyd. Это чрезвычайно крупные компании, доминирующие в сфере мировых контейнерных перевозок и имеющие заметные доли в других видах морских перевозок. Такое решение не могло не подвергнуть известной дезорганизации всю глобальную торговлю, поскольку ее основная часть приходится именно на морские перевозки.
Теперь Минпромторг России официально рекомендовал российским производителям минеральных удобрений приостановить их отгрузку на мировые рынки. Как говорится в официальном сообщении на сайте министерства:
«Из-за саботажа осуществления поставок рядом иностранных логистических компаний получить законтрактованные объемы удобрений не могут аграрии как в Европе, так и в других странах. <…> Принимая во внимание сложившуюся с работой иностранных логистических операторов ситуацию и связанные с ней риски, Минпромторг России был вынужден рекомендовать российским производителям временно приостановить отгрузку российских удобрений на экспорт до возобновления перевозчиками ритмичной работы и предоставления гарантий выполнения экспортных поставок российских удобрений в полном объеме».
Под рисками, видимо (Минпромторг не дает детальных разъяснений), имеется в виду то, что сейчас, попав на склад в порту, минеральные удобрения не смогут быть погружены на торговое судно, что угрожает убытками производителям удобрений.
В таком виде это выглядит как бессрочная приостановка экспорта, поскольку Maersk в общем-то все равно, получат ли покупатели российских удобрений свой товар или нет: на прибыль перевозчиков это повлияет мало. Кроме того, логистические компании не обладают полноценными аналитическими центрами, позволяющими им адекватно проанализировать последствия срыва перевозок тех или иных видов продукции, и там могут быть просто не в курсе остроты проблемы.
Сравнительно маловероятно, что Maersk и иные западные компании пойдут на возобновление ритмичных отгрузок из России. Еще меньше вероятность предоставления ими каких-либо гарантий российским компаниями или государству в чем бы то ни было.
Из-за этого наиболее вероятным сценарием дальнейшего развития событий остается остановка экспорта удобрений из России в остальной мир. Минпромторг в своем сообщении констатирует: «Это создает очевидные риски неурожая и, как следствие, нехватки продовольствия для стран Западной и Восточной Европы, Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии, ведь заместить российские удобрения сегодня либо крайне сложно, либо вообще невозможно. Сбои в отгрузках удобрений могут напрямую повлиять на национальную безопасность ряда стран и вызвать серьезные последствия в виде дефицита продовольствия для сотен миллионов человек уже в среднесрочной перспективе».
Россия — лидирующий поставщик удобрений в мире. В особенности это касается азотных и фосфатных удобрений. Быстро заместить их поставки сложно. В цене азотных удобрений до 80% составляет стоимость природного газа, расходуемого при их производстве. Однако цены на газ в мире сейчас на историческом максимуме: в Европе сегодня, 4 марта, фиксировали уровни в 2400 долларов за тысячу кубометров.
Это в несколько десятков раз выше внутренних цен в России, поэтому заместить наши азотные удобрения за рубежом в нынешней ситуации можно будет только по несопоставимо более высокой цене. И если западные страны могут себе позволить ее заплатить, то третий мир — Бразилия и многие другие крупные сельхозэкспортеры — вряд ли.
Аналогичная картина может сложиться в области поставок продовольствия из нашей страны. Россия — лидер по экспорту пшеницы и вывозит много других сельхозкультур. Без поставок ею удобрения и зерна мировые цены на продовольствие в ближайшие год два будет довольно трудно предсказать.
Минпромторг утверждает, что внутри страны удобрения будут поставлять. Однако неясно, насколько полно Москва способна помешать сельхозэкспортерам нарастить свои поставки за рубеж, что приведет к росту цены на продовольствие внутри страны.
Несколько дней назад Naked Science отмечал, что любые серьезные западные санкции против России в итоге могут дезорганизовать мировую торговлю и экономику в целом. Поэтому полагали их сравнительно маловероятными в ближайшей перспективе, хотя более вероятными в перспективе среднесрочной.
Сейчас, однако, благодаря действиям частных игроков типа Maersk ситуация выглядит иначе: серьезная дезорганизация торговли и экономики в мире уже началась. Предсказать ее окончание сложно, поскольку иррациональные действия, не опирающиеся на трезвый расчет, вообще чрезвычайно трудно прогнозировать со значительной долей уверенности.