Медицина

Влияние утреннего кофе связали с эффектом плацебо

Рассмотрев активность мозга после чашки кофе, ученые обнаружили, что некоторые эффекты напитка не связаны с воздействием кофеина и, скорее всего, вызываются психологическими ожиданиями и привычкой.

Для множества людей утро начинается с чашки кофе, и лишь затем они чувствуют себя достаточно бодрыми и проснувшимися. Однако некоторые из этих эффектов могут быть связаны не столько с воздействием кофеина, сколько с самим процессом питья, вкусом и ароматом напитка. К таким выводам пришли ученые из португальского Университета Минью, статья которых опубликована в журнале Frontiers in Behavioral Neuroscience.

Профессор Нуну Соуза (Nuno Sousa) и его команда проводили эксперименты с 47 добровольцами, которые постоянно потребляют не менее одной чашки кофе в день. Их заранее просили воздержаться от кофе и других содержащих кофеин продуктов, после чего предложили заполнить анкету, чтобы определить различные социально-демографические показатели, а также проводили томографию головного мозга. Затем часть добровольцев выпивали по чашке кофе, другая часть получала чистый кофеин, и томографию повторяли.

Исходя из известных эффектов кофеина ученые обращали особенное внимание на изменения в работе префронтальной коры. И действительно, они обнаружили повышенную активность областей, связанных с памятью, и пониженную — в частях, связанных с сетью пассивного режима работы мозга, которая «включается» в моменты, когда человек бездействует, отдыхает или погружен в себя. Иначе говоря, и кофе, и кофеин действительно стимулировали бодрость и готовность к активной деятельности.

Однако некоторые другие эффекты у людей, получавших кофеин, и тех, что пили кофе, различались. В частности, только напиток повышал активность областей, связанных с обработкой зрительной информации, кратковременной памятью, целенаправленным поведением и другими высшими когнитивными функциями. Кофеин сам по себе такого влияния не оказывал.

«Эти эффекты <…> оказались специфическими для питья кофе и обусловленными такими факторами, как определенный запах и вкус напитка, или же психологическими ожиданиями, связанными с его потреблением», — объяснили авторы работы.