По мнению ученых, красный прилив (токсичные водоросли) стал причиной экологической катастрофы у побережья Камчатского края. Тем не менее специалисты и власти подчеркивают: полной ясности о том, что спровоцировало загрязнение воды, нет.
Директор Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения РАН Алексей Озеров озвучил основную версию загрязнения воды в Авачинском заливе на Камчатке, которую рассматривают специалисты: по его словам, причиной экологической катастрофы стали токсичные водоросли — так называемый красный прилив (цветение воды, спровоцировавшее увеличение численности морских динофлагеллят).
«Полной ясности пока нет. Но вариант, что это токсичные водоросли, выходит на первое место. Дальше одна из главных задач — провести морские экспедиции. И разобраться, что может приводить эти водоросли в такое активное состояние, что у нас возникают красные приливы», — объяснил академик.
Всю прошлую неделю власти и специалисты занимались анализом проб воды из залива. Несколько дней назад Росприроднадзор опубликовал результаты исследований: согласно им, в поверхностных водах рек, которые впадают в Авачинскую бухту, выявили превышения содержания фенола, аммиака и фтора. При этом значительных отклонений от нормы непосредственно в бухте не зафиксировали. Предположение о том, что загрязнение могли спровоцировать действующие вулканы Ключевской, Безымянный, Шивелуч, также отвергли, поскольку они располагаются в 300-400 километрах от места ЧП.
«Загрязнение произошло около 9 сентября, значит, самый пик его пришелся спустя дня три, но в тот момент никаких проб никто не делал. Анализ Росприроднадзор сделал почти месяц спустя, а за это время, если бы там был гептил (применяется в качестве топлива для ракет и космических кораблей. — Прим. ред.), он бы уже растворился до отдельных составляющих. <…> Нефтепродукты не оказывают токсического воздействия в пределах найденных превышений, повышенное содержание фосфатов больше похоже на природный фон. К тому же превышение фосфатов точно не вызывает отравлений, иначе бы наши стоки от сельхозугодий уничтожали бы все живое. Превышение по фенолам также не могло быть таким фатальным», — отметил ведущий научный сотрудник Института мерзлотоведения Российской академии наук Никита Тананаев.
Помимо этого, допускали, что массовую гибель морских животных и ожоги у людей, плававших в Авачинской бухте, могло спровоцировать загрязнение, вызванное сброшенными в океан отходами. И буквально вчера благодаря спутникам удалось выяснить, что 23 сентября одно судно действительно сбросило отходы. Однако, как утверждают власти, на ситуацию в Авачинском заливе это едва ли могло повлиять.
«По данным Института космических исследований Российской академии наук, обнаружено судно, которое проходило 23 сентября в семь утра вблизи Халактырского пляжа. С него были сброшены воды. Сам объем очень незначительный, и, конечно, он не мог привести к эффекту, наблюдаемому по всей акватории. Но даже по этому случаю судно стопроцентно будет установлено, данные уже переданы в правоохранительные органы», — заявил губернатор Камчатского края Владимир Солодов.
Версию о том, что на загрязнение мог повлиять Козельский полигон ядохимикатов, ранее также опровергли. «Мы проверили на следы загрязнения реку Мутнушка, которая течет от него, и реку Налычева — единственный путь оттуда в океан. Если бы была утечка, эти реки обязательно были бы отравлены. Однако мы встретили таких индикаторных насекомых, как поденки, веснянки и ручейники. Это организмы, которые обитают только в чистой воде. Они бы неизбежно погибли все при контакте с токсином», — рассказали несколько дней назад ученые из Дальневосточного федерального университета.
Тем не менее, отмечают специалисты, другие полигоны также нужно проверить. «Мы не можем исключать вредное воздействие веществ, которые захоронены, например, в бухте Приливной и так далее. Я думаю, что необходимые исследования будут проведены в ближайшее время», — считает академик Озеров.
При этом некоторые не считают версию властей о токсичных водорослях правдивой. «Вчера мне пришли результаты элементного состава крабов, водорослей, нерп и морских звезд. В пробах обнаружено достаточно серьезное превышение по алюминию и превышение по магнию. Причем у крабов, в отличие от всех остальных, превышений не выявлено. Напомню, что крабы пострадали меньше всего. Тут может быть несколько вариантов, но я нашел в этом подтверждение одной из своих версии (все остальные ученые против) про вулканизм. Дело в том, что на дне океана могла открыться фумарольная терма, которая в своём составе имеет как кислоты, которые могли “сварить” беспозвоночных, так и алюминий в больших количествах. Возможно, его я и нахожу в пробах. Кроме этого, недавно Ключевская сопка выбросила пепел на 5,5 километра. Массовый замор рыбы может быть предвестником большой сейсмической активности в регионе. Мышьяк в гидробионтах не найден. Ни в одной пробе. Из этого я делаю вывод, что Козельский полигон ядохимикатов не принимал участие в массовом заморе морской фауны. <…> Основная версия властей с водорослями тоже кажется мне надуманной. В моем понимании динофлагелляты, которые могли стать причиной массового замора фауны, действуют токсично только на позвоночных. А беспозвоночные, в частности моллюски, их исключительно накапливают. Но на всякий случай советую не есть в ближайшее время морепродукты с Камчатки. Сегодня (исходя из оптимизма) я должен получить первые результаты проб гидробионтов на продукты распада ракетного топлива. Пока проверяем именно на гептил. <…> Дальше будем проверять и другие версии с летучими органическими соединениями в биоте, воде и почвах. Но это займет еще несколько дней, так как это невероятно сложные анализы, которые делают единичные ученые/организации в стране», — написал в своем инстаграме эколог Георгий Каваносян.
О том, что у тихоокеанского побережья Камчатского края произошла настоящая экологическая катастрофа, более недели назад сообщили серферы, облюбовавшие Халактырский пляж. По их словам, к началу октября вода в Авачинской бухте поменяла цвет, а после купания многие получили ожоги кожи и глаз. После того как информация об этом, подкрепленная фотографиями с тысячами выбросившихся на берег морских животных, распространилась в соцсетях и СМИ, к делу подключились власти.
Местным жителям сразу же посоветовали не посещать Халактырский пляж. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статьям «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» и «Загрязнение морской среды». После взятия проб воды была надежда, что причина ЧП прояснится к концу прошлой недели, но, судя по всему, на это потребуется еще некоторое время. В исследованиях также участвует российское отделение Гринписа.
Upd. На сегодняшней пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» вице-президент Российской академии наук, зоолог и специалист в области сравнительной морфологии и систематики беспозвоночных животных, морского биологического разнообразия Андрей Адрианов уточнил, что гибель морских беспозвоночных животных в Авачинском заливе спровоцировали токсины, которые выделяют именно микроводоросли рода Gymnodinium.
При этом, по его словам, исследования показали, что в воде у побережья Камчатки не обнаружены существенные превышения допустимых концентраций химических веществ
«Техногенная версия отходила на второй план, поскольку и в исследованиях наших научных подразделений, и в лабораториях Росприроднадзора, Роспотребнадзора и так дальше получалась достаточно сходная информация. <…> Было превышение ПДК по нефтеуглеводородам, фенолам, фосфат-ионам, ионам аммония, поверхностно-активным веществам, железу. Но эти превышения ПДК, даже в некоторых случая кратные превышения, они, конечно же, не могли спровоцировать ту массовую гибель гидробионтов, которая была отмечена», — объяснил Адрианов.
«Нужно переждать это явление», которое «само возникло и само сойдет на нет», подчеркнул ученый.
«Это природное явление, и совсем не редкое. Но если обычные люди на месте впервые сталкиваются с ним, как в данном случае серфингисты, то им кажется, что произошло что-то из ряда вон выходящее, — тем более на фоне недавних техногенных чрезвычайных ситуаций. И люди уже “заряжены” на ожидание негатива — “а где еще прорвет», — подытожил академик.