История

Дендрохронологи опознали погибшее китобойное судно

Ученые утверждают, что у берегов Патагонии нашли давно потерянный китобой, построенный в середине XIX века в Новой Англии.

Около 15 лет назад морские археологи из Национального института антропологии и латиноамериканских исследований Аргентины обнаружили на берегу залива Гольфо-Нуэво остатки деревянного корабля. Залив находится на юге Патагонии, не в самых гостеприимных местах. До 1865 года на его берегах вообще никто не жил — лишь иногда туда заходили китобойные суда, так как это одна из немногих удобных естественных гаваней на юге континента.

В начале XXI века в результате смещения отложений в приливно-отливных водах недалеко от города Пуэрто-Мадрин на поверхность грунта в приливной зоне вынесло остатки деревянного судна.

На картах показано расположения залива Гольфо-Нуэво и города Пуэрто-Мадрин. На спутниковом снимке отмечены места находок частей затонувшего судна / ©Ignacio Mundo et al.

От корабля остались только части шпангоутов и обшивки корпуса. Археолог Кристиан Мюррей (Cristian Murray) определил, что корабль построили в XIX веке, в основном из дуба и сосны из Северного полушария. Но из каких пород и европейского или североамериканского происхождения, выяснить не удалось.

Чуть позже рядом с затонувшим судном нашли два железных котла и остатки кирпичей. Это позволило предположить, что на судне вываривали китовый жир (ворвань) — то есть, скорее всего, это был китобой. Поиски в реестрах морского страхования Ллойда показали, что в интересующий период где-то у берегов Аргентины пропало китобойное судно «Дельфин».

Но никаких доказательств того, что в Гольфо-Нуэво нашли именно его, у археологов не было. Тогда они обратились к истории судна.

Его построили в 1850 году в Род-Айленде, на восточном побережье США. Новая Англия была крупным игроком в мировой китобойной торговле с середины 1770-х по 1850-е годы. Масло, добываемое из ворвани, использовали для освещения и смазки, а из китовой кости делали многие мелкие предметы домашнего обихода, которые сегодня изготавливают из пластика.

Сотни кораблей бороздили отдаленные моря, часто совершая путешествия, длившиеся годами. Для строительства судов использовали местную древесину, дубы и сосны, выросшие в Новой Англии. Обычно деревья валили в холодную погоду примерно за год до постройки судна. Для строительства «Дельфина» должны были взять стволы, срубленные между концом 1849-го и февралем 1850 года. Китобой длиной около 34 метров и массой 325 тонн спустили на воду 16 ноября 1850-го.

В результате для исследования остатков судна археологи пригласили дендрохронолога Игнасио Мундо (Ignacio Mundo). Совместная работа аргентинских и американских исследователей опубликована в журнале Dendrochronologia.

Обработка образца дерева: a) фотография до получения образца, b) анализ во влажных условиях после подготовки поперечного сечения, c) отполированный образец после постепенной сушки и шлифовки все более мелкой наждачной бумагой / ©Ignacio Mundo et al.

Мундо настаивал, что единственный способ получить пригодные для анализа образцы древесины — вырезать бензопилой пару десятков поперечных срезов ребер и настила и высушить их. Археологов это привело в ужас, но поняв, что другого выхода нет, они сдались и выбрали места, где, по их мнению, будет нанесен наименьший ущерб.

После обработки образцов в своей лаборатории Мундо обратился к Эду Куку (Ed Cook), основателю Лаборатории древесных колец Ламонт-Доэрти и пионеру дендроархеологии — науки о точном определении возраста и происхождения старых деревянных конструкций. Кук проанализировал множество старых зданий на северо-востоке Соединенных Штатов Америки и различные деревянные предметы, в которых были видны древесные кольца.

В его базе данных собраны образцы колец примерно с 30 тысяч деревьев многих видов по всему континенту более чем за две тысячи лет. Меняющийся уровень осадков создает тонкие ежегодные изменения в ширине колец, что позволяет исследователям проследить климат прошлого, установить точные годы прорастания и роста деревьев, а в случае со старыми деревянными строениями — определить, где и когда деревья спилили.

Дендрохронологи выяснили, что шпангоуты судна были сделаны из белого дуба (Quercus alba), который растет на северо-востоке США. Доски обшивки, по их мнению, изготовлены из желтой сосны (она же — сосна Жеффрея, Pinus jeffreyi), которая когда-то произрастала на юго-востоке Штатов.

Деревянные крепления, удерживающие все вместе, сделаны из устойчивой к гниению робинии ложноакациевой (Robinia pseudoacacia), распространенной во многих восточных штатах. Древесные кольца показали, что дубы срубили в 1849 году, это в точности совпадает со временем постройки «Дельфина».

По мнению археологов, абсолютным доказательством того, что погибшее судно — именно китобой «Дельфин», — по-прежнему можно считать только находки уникальных предметов. Однако дендрохронологи полагают, что их данные вполне надежны и можно уверенно говорить о подтверждении имени утонувшего корабля.