История

«Мир мертвых» изучат с помощью георадара

Мексиканские археологи начинают исследование подземных лабиринтов сапотекского города.

Представители Национального института антропологии и истории Мексики (INAH) сообщили, что в ближайшее время начнет свою работу проект «Льобаа» (Lyobaa). Его участники планируют с помощью современных технических средств изучить подземную часть Митлы — древнего города, расположенного на востоке мексиканского штата Оахака.

Судя по находкам, поселение на этом месте существовало еще в 500 году до нашей эры, но сохранившиеся здания относятся к периоду от 200 года нашей эры. Историки считают, что Митла была одним из основных центров сапотекской культуры Мезоамерики. Но также в городе отмечены следы культуры миштеков, с которыми сапотеки иногда жили мирно, но в основном все же воевали. Происхождение культуры и письменности сапотеков обычно связывают с жившими южнее ольмеками.

Под алтарем этой католической церкви, по мнению летописца XVII века, находится вход в подземный мир мертвых / ©INAH

По мере строительства грандиозного Монте-Альбана (мы рассказывали, что известная площадь этого города больше, чем известная площадь Вавилона) жители Митлы постепенно переселялись туда. Однако резиденция верховного жреца (а по некоторым представлениям, это был и правитель сапотеков) оставалась в Митле. Город становился комплексом зданий сакрального значения.

Древние и колониальные источники говорят об огромном подземном лабиринте, доступ к которому осуществлялся через один из главных дворцов Митлы и который сообщается с глубокой естественной пещерой. Сапотеки считали, что это настоящий вход в подземный мир. Кроме того, там хоронили жрецов и правителей.

Топоним Льобаа (доиспанское название окружающие местности) переводится с сапотекского языка как «Место подземного мира», а название Митла — с науатля — как «Место мертвых».

Согласно летописцу XVII века Франсиско де Бургоа, все входы в подземный лабиринт запечатали первые католические священники и миссионеры, посланные в этот регион. Попытки найти затерянный лабиринт, предпринятые в XIX — начале XX веков, привели к обнаружению по крайней мере двух монументальных гробниц под одним из внутренних двориков. Однако полноценное изучение подземной части города все еще не реализовано, о причинах мы скажем чуть ниже.

Проект «Льобаа» — результат сотрудничества между федеральным Министерством культуры, Национальным автономным университетом Мексики и ассоциацией ARX Project. По словам археолога INAH Дениссе Арготе Эспино (Denisse Argote Espino), в нем будут использованы самые современные, поверхностные и неразрушающие технологии для изучения недр древнего города.

Она объяснила, что исследователей интересует не только археология места, его история, но и вопрос сохранения этих памятников. Учитывая высокую сейсмичность территории Оахаки, необходимо иметь технические данные, которые помогут составить карту недр и выявить проблемы, способные повлиять на археологические памятники, исторические здания и население, проживающее вблизи археологической зоны.

Ученые предполагают использовать георадар, подповерхностную томографию, работающую за счет учета электрического сопротивления грунта, и томографию, основанную на показателях преломления сейсмических волн.

«Это взаимодополняющие технологии, которые позволят создать высокоточные трехмерные карты без необходимости проведения раскопок или нанесения ущерба какому-либо памятнику», — пояснила Арготе Эспино.

«Группа колонн» / ©INAH

Работы начнутся в помещениях, известных как «Церковная группа» и «Группа колонн». Для экспертов эти две группы, относящиеся к постклассическому периоду (900-1521 годы нашей эры), представляют особый интерес: «Группа колонн» будет использована в качестве модели для идентификации гробниц, поскольку именно здесь мексиканский археолог Альфонсо Каса в начале XX века нашел первую из них.

«Церковную группу» пока никто и никогда не раскапывал, так как там расположен католический храм колониального периода — испанцы вообще часто строили свои храмы на священных и значимых для коренного населения местах. Между тем Франсиско де Бургоа говорил о входе в подземный мир под алтарем церкви. Это может быть небольшая полость, гробница или более крупная сеть — проверить это необходимо, а осуществить такую проверку можно только неразрушающими способами (понятно, что никто не будет сносить католический храм).