История

На дне озера Ван нашли поселение двух народов

Подводные археологи обнаружили затонувшие руины и кладбище, отмеченное символами сразу двух культур.

Озеро Ван — соленый бессточный водоем, лежащий на Армянском нагорье. В 2017 году археологи нашли на его дне крепость с длиной одной стороны не менее километра и со стенами высотой до четырех метров.

Возраст крепости по радиоуглеродному датированию составил 3000 лет. В тот период озеро Ван и его окрестности принадлежали государству Урарту, которое занимало земли современных Армении, Восточной Турции, а также северо-запад Ирана.

Часть поселения находится все еще на очень большой глубине / ©Eastern Sea Association

На берегах Вана стояла столица Урарту — Тушпа. Затонувшая крепость, по предположению ученых, была частью каких-то оборонительных сооружений до постройки Тушпы. Потом уровень воды в озере поднялся и постройки оказались под водой.

Так как Ван — бессточное озеро, его глубина меняется в зависимости от количества осадков: оно то мелеет, то, наоборот, становится глубже. За последние годы воды озера отступили примерно на три метра, благодаря чему и стали возможны находки подводных археологов.

Сейчас они сообщили о том, что обнаружили на глубине 23 метров очень странное поселение. С одной стороны, расположение руин домов говорит о правильном расположении улиц, то есть поселении городского типа. С другой — часть развалин больше похожа на остатки сельскохозяйственной общины (деревни).

Рядом с поселением археологи-дайверы нашли кладбище, которое добавило загадок. Дело в том, что часть надгробий были отмечены христианскими крестами, а часть — знаками народа кайи.

Обратимся к истории заселения берегов Вана. Первые находки вокруг него относятся к палеолиту, потом на тех землях постоянно жили неолитические племена. Первым государством на этом месте стало Урарту, просуществовавшее с XI по VI век до нашей эры.

Урарту пережило войны с Ассирией, над которой иногда даже одерживало победу, но пало перед пришельцами с севера — скифами и киммерийцами. На смену Урарту через какое-то время приходят древнеармянские государства (хотя сами армяне ведут отсчет своей государственности именно от Урарту). Позже из них вырастает Великая Армения, достигшая пика своего могущества при Тигране II.

С тех пор и до начала XX века берега озера заселены в основном армянами, которые считали Ван своей прародиной. По берегам и на островах они возвели фортификационные сооружения особого типа, а позже — после принятия христианства — множество храмов, значительная часть которых была разрушена после геноцида 1915 года.

Часть надгробий на затонувшем кладбище отмечена христианскими символами / ©Eastern Sea Association

Вернемся к народу кайи. Это одно из 24 самых древних туркменских (огузских) племен. По легенде, основателем племени кайи стал сын Огуз-хана, прародителя всех туркмен. Следы огузских, как и других тюркских племен, не имевших письменности, тюркологи ищут по находкам тамг — родовых знаков. Главную тамгу носил правитель, но этим же знаком помечали все имущество рода.

По этому методу ученые определили, что кайи кочевали в основном в Центральной Азии, но в XIII веке им пришлось менять места обитания. Под давлением других степных племен они ушли в Малую Азию, где сначала оказали военную помощь Конийскому султанату — тот воевал с Византией.

За это султан пожаловал кайи земли на северо-западе Анатолии. В какой-то момент пришельцы из Центральной Азии решили, что этих земель мало, и их правитель Осман I начал постепенно увеличивать подконтрольную ему территорию, пользуясь тем, что долгая война с Византией серьезно ослабила султанат.

А здесь на надгробии вырезаны родовые знаки кайи / ©Eastern Sea Association

В 1299 году бывшие кочевники провозгласили создание Османского султаната (или Османской империи) и к 1453-му подчинили себе всю Малую Азию. Кайи сменили самоназвание на османов, но вот символы, которыми некогда метили свое имущество, не изменили.

Несмотря на то что османы были мусульманами, долгое время они вполне уживались с христианами — армянами и ассирийцами. Однако надо отметить, что эти народы соседствовали, но не переплетались. В крупных городах были отдельные кварталы, где жили ассирийцы или армяне. Вокруг Вана же в основном располагались армянские поселения.

То, что христианские символы и знаки кайи оказались в близком соседстве на средневековом затопленном кладбище, — явление пока уникальное. Оно заставляет предположить, что мы очень мало знаем о жизни в провинциях Османской империи — в первую очередь о том, как складывались там взаимоотношения разных народов. Нужны дополнительные исследования.

К сожалению, приходится констатировать, что едва ли результаты этих исследований будут вполне достоверно представлены широкой публике. Ван и его окрестности изучают в основном турецкие археологи, вынужденные следовать политике своей страны. Она заключается в том, чтобы максимально скрыть исторические следы присутствия армян на землях современной Турции.