История

На территории древней империи Северная Вэй нашли экзотические барельефы

Археологи раскопали на севере Китая гробницу, построенную в середине V века.

Специалисты из Института археологических исследований провинции Шаньси (Китай) обнаружили разграбленную погребальную камеру. Но даже в таком виде она представляет интерес для историков. Во-первых, погребение устроено довольно необычным образом: внутри камеры находится каменный саркофаг, а уже в него некогда поместили деревянный, судя по следам, гроб с телом умершего человека. Внутренний гроб не сохранился — скорее всего, из-за действий грабителей.

Во-вторых, размеры гробницы впечатляют: площадь ее составляет 1,8 метра на 3,3 метра, а высота — 1,9 метра. В-третьих, на стенах гробницы сохранились качественно выполненные барельефы с изображениями воинов, животных, мифических существ. Наконец, археологам в этот раз нет нужды разбираться с датировкой находки: на одной из колонн, подпирающих свод гробницы, высечен год ее создания: в переводе на привычное нам летоисчисление это 456 год нашей эры — время расцвета империи Северная Вэй.

Барельеф на стене гробницы в Шаньси / ©Shanxi Provincial Institute of Archaeology

История Северной Вэй — пример того, что Восток и Запад, на самом деле, не так уж сильно отличаются друг от друга. «Рим чтит закон, но правы опять варвары» — такие слова могли бы быть девизом империи, которая существовала на севере Китая в 386-534 годах нашей эры. Причем относится это и к появлению Северной Вэй, и к ее падению.

В III веке нашей эры Северный Китай стал ареной противоборства самых разных племен. На место хунну приходили новые кочевники, потом их сменяли другие, но надолго никто не задерживался — об этом свидетельствуют археологические находки. Так было, пока там не появилось племя тоба. Эти выходцы с берегов Байкала относились к древнемонгольским племенам. Согласно одним ученым, они и говорили на одном из древнемонгольских языков, другие же считают, что тоба были тюркоязычными.

В конце IV века их предводитель Тоба Гуй (386-409 годы правления) покорил регион Шаньси. В 422 году тоба взяли крупный административный центр (бывшую столицу) Лоян и под династическим именем Вэй (Тоба-Вэй) стали настоящими китайскими императорами. Империю, которую они основали, принято называть Северная Вэй.

Надо сказать, что обычаи Северной Вэй долгое время оставались такими, что вызывали у коренных ханьцев неподдельное изумление. Например, когда император умирал и его наследник всходил на престол, вдовствующую императрицу и мать нового императора принуждали к самоубийству.

©Shanxi Provincial Institute of Archaeology

Существовала и такая традиция. Тоба переняли у ханьцев чиновничью структуру, но считали, что платить госслужащим зарплату — излишество. Сами себя прокормят: возьмут все, что им необходимо у подконтрольного населения. И продолжалось это довольно долго: только примерно через сто лет, то есть незадолго до заката империи, чиновникам стали платить деньги.

Все это говорит о том, что тоба были далеки от китайцев в культурном отношении, настоящими кочевниками, варварами. Именно эти особенности в свое время помогли им завоевать Шаньси, а потом и весь Северный Китай — примерно так, как племена остготов и вестготов на другом конце континента покоряли земли Рима. Цивилизации в тот момент и там, и там нечего было противопоставить варварству.

Но именно цивилизация в конце концов сгубила Северную Вэй. Постепенно тоба перенимали все больше китайских обычаев — и религию. Буддизм получил чрезвычайно широкое распространение в их империи. В буддийских пещерах на севере Шаньси, заселенных между 414 и 520 годами, обнаружены скульптуры, составившие славу вэйского искусства. Они выполнены с глубоким религиозным, даже мистическим подтекстом. Традиционное китайское искусство на юге никогда не было настолько склонно к мистике и религиозному экстазу. Вожди степных кочевников постепенно стали просвещенными правителями — и, как настоящие просвещенные правители, плели интриги, устраивали заговоры, все больше ослабевая.

К началу VI века Северная Вэй практически не вела войны, после того в 469 году бросила свои войска на стены Нанкина и получила поражение от Южного Китая. А потом вовсе раскололась на Восточную Вэй и Западную Вэй, что не прошло незамеченным для очередных степных племен на границах бывшей империи. Цивилизовавшиеся кочевники оказались слабее степняков, которым только предстояло узнать о китайской культуре. Примерно так же, как остготы и вестготы оказались слабее новых народов, завоевавших их королевства.

Комментарии

  • Ждём нео варваров, которая придёт завоевать эту цивилизацию)

    • Че их ждать, они уже тут, на стройках работают

      • Не упоминал китайцев, мусульманцев, негритянцев и прочих ибо не тянут на варваров - завоевателей. Ждём с

  • Тоба это и есть Тува, в тюркских языках чередование б и в обычное явление , бар вар бер верды и т д.

    • иногда они возвращаются, Кужугетович уже в Кремле...

      • Ежели Кужегетович в вашем мирке варвар, то вынужден вас разочаровать, вам до этого варвара ещё вырости нужно

        • Вы статью читали?
          Там о государстве созданном варварами и потом погибшем из-за того что варвары стали как бы цивилизованными, хотя ещё и не совсем, а почти.
          Современная Россия также как бы цивилизованная, как и почившей в бозе совок, так сказать почти...

  • Алиса, опечатки исправьте...
    > «Рим чтит закон, но правы опять варвары» — правят.
    > получила поражение — потерпела.

    • Звучит сурово, но ближайший источник этого "древнего" изречения цитата из песни ивановского барда. Ныне как выяснилось покойного. Если вы подскажете откуда он стянул эту фразу буду благодарен. Хотя больше похоже на новодел, придуманный самим бардом. Тогда никакой ошибки цитата точная )) хоть и сомнительная в применении к историческим текстам.
      https://rush-sound.ru/akkordi/aleksandr-nepomnyashchiy/121523-vertolet