История

Инки хоронили лам заживо для подношений богам

В Перу обнаружили отлично сохранившиеся останки лам и морской свинки. Поскольку на телах животных не выявили каких-либо смертельных повреждений, ученые сделали вывод, что их хоронили заживо, перевязав конечности веревками.

По прибытии на территорию Империи инков (или Тавантинсуйу — на языке кечуа) конкистадоры заметили, что коренные народы региона поклоняются множеству богов. Некоторые из них были небесными, а другие относились к земле, морю, высоким горам, пещерам, озерам и рекам. Помимо этого, инки чтили предков и периодически совершали подношения, в том числе принося в жертву домашних животных.

Представители этого племени из долины Куско были уверены, что, например, на хороший урожай, здоровые стада и успех в вооруженном конфликте могут влиять божества и предки. Поэтому ритуалы имели жизненно важное значение — и их проводили ежемесячно. Обряды совершали с такой решимостью и периодичностью, что практически весь урожай, который инки собирали, шли на это дело. К тому же ивестны их ритуалы капакоча, когда в дар богам приносили детей, а также лам и морских свинок.

Хотя испанцы предоставили первые письменные отчеты о жертвоприношениях у инков, они редко описывали конкретные их типы. Среди самых часто упоминаемых — забой сотен лам, а затем, предположительно, поедание их мяса. Коричневых лам приносили в жертву божеству Виракоча, а белых — солнцу.

Однако, за исключением свидетельств XVI и XVII веков, доказательств таких подношений до недавнего времени не было. Но новое открытие ученых из Канады и Перу, исследование которых опубликовано в журнале Antiquity, подтверждает, что такое действительно имело место.

Тела жертвенных лам  / © Л. М. Вальдеса

Авторы работы в 2018 году проводили раскопки в Тамбо-Вьехо, административном центре инков, в Перу, во время которых они и обнаружили четырех мумифицированных лам и морскую свинку. Останки этих животных необычайно хорошо сохранились, хотя и были принесены в жертву более 500 лет назад: радиоуглеродное датирование фрагмента древесного угля, найденного рядом с тушами, показало, что их похоронили между 1432 и 1459 годом.

«Жертвоприношения животных были важны для инков, — сказал доктор Лидио Вальдес из Университета Калгари. — Лам считали вторыми после людей по жертвенности».

Мандибулы коричневой ламы / © Л. М. Вальдеса

Как объясняют ученые, расширение Империи инков привело к аннексии новых территорий. Южное побережье Перу было одним из регионов, находящихся под контролем инков. В каждой из долин инки основали административный центр, а Тамбо-Вьехо построили в долине Акари.

«Наши раскопки привели к беспрецедентному открытию ряда естественно мумифицированных лам, а также морских свинок, принесенных в жертву богам. Это указывает на то, что домашние животные играли ключевую роль в ритуалах у инков», — пишут авторы работы.

Череп новорожденной коричневой ламы / © Л. М. Вальдеса

Таким образом, считают они, целью жертвоприношений было не только обеспечить успешный урожай, здоровые стада и победу в войне, но и переманить на свою сторону местных жителей территорий, которые инки заняли. Во время дальнейших раскопок археологи обнаружили свидетельства грандиозного праздника, включая печи и другие следы пира.

Останки белой ламы. Животное перевязали веревкой / © Л. М. Вальдеса
Оранжевые перья тропических птиц были привязаны к одному концу деревянной палки и служили украшениями / © Л. М. Вальдеса

Тела лам украшали браслетами и перевязывали разноцветными веревками. Как и морских свинок, их хоронили заживо (никаких смертельных травм на телах животных не обнаружили — а вот их ноги были связаны вместе). На могилы, засыпанные песком, приносили перья — вероятно, чтобы еще больше подчеркнуть власть инков над территорией.

«Инки считали, что нельзя что-то взять, не отдав взамен. Это означало, что аннексия других народов и их земель требовала обмена, чтобы уравновесить ситуацию. Особенно характерно это было для групп, которых завоевывали мирно, например жителей долины Акари. Признание инками местных божеств стало необходимым шагом, чтобы гарантировать устойчивые отношения между завоевателями и побежденными. Поэтому инки часто принимали местные святыни как собственные. Остается неясным, имела ли ранее земля, на которой был основан Тамбо-Вьехо, религиозное значение. <…> Подношения лам и морской свинки — материальное воплощение ритуалов, проводимых там. В конце концов, все эти обряды позволили инкам узаконить свое присутствие в долине Акари», — подытожили археологи.

Недавно в озере Титикака обнаружили идеально сохранившиеся артефакты эпохи Империи инков, а антропологи рассказали, зачем инки отрубали головы и изувечивали черепа.

Комментарии

  • В Перу приносимым в жертву "своим" детям давали наркотические средства, что бы облегчить страдания. Ну а с пленниками, приносимыми в жертву, не церемонились, а наоборот, старались причинить им как можно больше мучений. Интересно - ламы и морские свинки шли по какой категории - свои или чужие?

    • В сущности обычай сжигать еретиков во славу божию тоже можно считать жертвоприношением. Правда никаких колес приговоренным не давали. Раскаявшихся под пытками могли удавить, да и то если хорошо попросят. Не хотели портить праздник. Ведь люди приходили посмотреть как жертва визжит от боли и проклинает своих мучителей, а не на жареный кусок человечины. Который даже съесть нельзя - религия не позволяет.