В 1845 году от берегов Англии отплыла экспедиция под командованием сэра Джона Франклина, морского офицера и исследователя Арктики. Все ее участники погибли, а оба корабля пропали. Тела моряков искали всю вторую половину XIX века и значительную часть XX века, а корабли нашли только в XXI веке — и с них продолжают поднимать артефакты.
Попыткам европейцев найти северный путь из Европы в Азию очень много веков. Несмотря на то что целью арктических экспедиций часто объявляли поиск новых земель и новых знаний, всех интересовала прибыль: нужен был быстрый и удобный торговый путь.
И это не только путь вдоль северного побережья России, но и тот, что пролегает через Канадский архипелаг, — его называют Северо-Западным проходом. Исследовали его не меньше, чем Севморпуть, и к началу XIX века осталась последняя неразведанная часть прохода, лежащая между Тихим и Атлантическим океаном.
Именно эту часть пути должна была пройти экспедиция под руководством Джона Франклина, на счету которого, помимо военно-морской службы, были три арктических путешествия. Он вместе с 105 матросами и 24 офицерами отправился в путь на двух переделанных военных кораблях — «Эребусе» (грузоподъемностью в 372 тонны) и «Терроре» (грузоподъемность — 325 тонн). В последний раз их видели в августе 1845 года в море Баффина.
Последующие десятилетия следы экспедиции искали сначала спасатели, а потом археологи. На сегодня мы представляем те события так. В июне 1847 года Джон Франклин умер, командование принял капитан «Террора» Фрэнсис Крозье. Корабли к этому моменту уже были скованы льдами, и весной 1848-го Крозье приказал командам сойти с них.
Крозье планировал дойти до колонистов, но команда была истощена, люди страдали от голода и болезней. Из состава экспедиции не выжил никто. Но если следы людей в дальнейшем все же нашли, то куда девались корабли — было решительно непонятно. Только в 2014 году дайверы из государственного учреждения «Парки Канады» обнаружили в заливе Куин-Мод «Эребус», а чуть позже — и «Террор». Началась работа подводных археологов.
В этом году они работали только на «Эребусе», так как, по мнению специалистов, он находится в более угрожаемом состоянии. За последний сезон с его борта подняли 275 артефактов.
Одна из самых интересных находок — фолиант в кожаной обложке со страницами внутри. В обложку было заправлено перо — словно это дневник или журнал учета, который закрыли на время, чтобы потом продолжить писать. Книгу нашли в кладовой стюарда, то есть это может быть чем угодно: описью магазинов, списком продуктов, белья и тому подобным. Но может быть и личным дневником.
Вообще, значительная часть находок этого года была поднята именно из кладовой стюарда рядом с кают-компанией. Это тарелки, приборы, сервировочные блюда, емкости для хранения еды.
Кроме того, дайверы исследовали несколько офицерских кают. Там они нашли лейтенантские погоны, все еще находящиеся в футляре, линзы от чьих-то очков и многое другое. По мнению археологов, команда, покидая «Эребус», оставила его в полном порядке: двери и сундуки были закрыты, предметы находились на своих местах.
Возможно, самая ценная находка этого сезона — зеленая коробка, обнаруженная в каюте младшего лейтенанта Генри Томаса Дандаса ле Весконте, которому Франклин поручил составление карт. То, что сначала приняли за книгу, оказалось набором профессиональных чертежных инструментов корабельного офицера. Как мы помним, экспедиция должна была изучить и картографировать Северо-Западный проход.
Кроме чертежного набора, в той же каюте обнаружили лист бумаги, запаянный в водонепроницаемую упаковку. Археологи предположили, что им удалось найти одну из карт, составленных младшим лейтенантом. Узнать, насколько это предположение верно, мы сможем после того, как артефакты исследуют в лабораториях.
Комментарии
Спасибо, Алиса. Однако, какой сюжет!
Неисчислимо число английских и американских героев, отдавших свои жизни исследованию Канадского архипелага и поискам Северо-Западного прохода.
Жюль Верн в "Путешествии и приключениях капитана Гаттераса" и "В стране мехов" очень красочно живописал их усилия и достижения...
Интересно, а есть ли какие-нибудь перспективы у этого маршрута в свете потепления? Как бы в ответ на надувание щек по поводу нашего Севморпути - "убийцы Суэцкого канала".
Увы, никаких экономических перспектив коммерческого использования Северо-Западного прохода, как транспортной артерии, в обозримом будущем не предвидится, да и навигация по нему намного сложнее, чем вдоль северного побережья Евразии. Для его хотя бы девяти-десятимесячной работы потребуется столько же тяжелых атомных ледоколов, сколько было построено в СССР и РФ, начиная с "Ленина"...
Вот если на островах Канадского архипелага и на континентальном Севере Канады и США будут открыты месторождения нефти, газа и прочих подземных "ништяков", пригодные для разработки, тогда другое дело...
С Рождеством!