Умерших от черной смерти, как выяснили ученые из Великобритании, хоронили в отдельных могилах, в то время как многих других людей — в общих.
Работа опубликована в European Journal of Archaeology. В середине XIV века Европа, как известно, была опустошена эпидемией черной смерти, в результате которой погибло от 40 до 60 процентов населения. Более поздние волны пандемии тоже продолжали выкашивать население Старого Света. При этом чума убивала так быстро, что не оставляла видимых следов на костях.
Типичный инкубационный период этой страшной болезни — от двух до шести дней, за которыми следуют еще три-пять дней. Именно в этот период от 50 до 90 процентов инфицированных в отсутствие антибиотиков попросту умирали. Археологи ранее не могли идентифицировать людей, погибших из-за чумы.
Ученые давно предполагали, что жертв эпидемии хоронили отдельно и с особыми предостережениями, однако доказательств такой гипотезе не было. Специалисты из Кембриджского университета (Великобритания) извлекли и изучили ДНК из останков в средневековых могильниках Великобритании. Им удалось выделить патоген, вызывающий чуму.
В результате выяснилось, что именно таких людей хоронили с особой тщательностью. Их трупы лежали в индивидуальных могилах, в то время как многие другие — в общих. А ведь именно к массовым захоронениям в связи с чумой было обращено внимание археологов до этого. Вероятно, уже в те времена люди понимали, что даже трупы зараженных крайне опасны для живых, поэтому их стоит помещать в отдельные могилы.
Комментарии
Им удалось выделить патоген, вызывающий чуму. --- вот сейчас прямо такое очень удобное время, что крайне не хватает новых патогенов.
В результате выяснилось, что именно таких людей хоронили с особой тщательностью. Их трупы лежали в индивидуальных могилах, в то время как многие другие — в общих. А ведь именно к массовым захоронениям в связи с чумой было обращено внимание археологов до этого. Вероятно, уже в те времена люди понимали, что даже трупы зараженных крайне опасны для живых, поэтому их стоит помещать в отдельные могилы. --- не понял, какая разница в общих или отдельных могилах, если только не предполагается их после закапывать потом эксгумировать.
Если умерших от чумы (а их было много, очень много!) хоронили в отдельных могилах, то кого хоронили в общих? Не могло ли быть так, что захоронение в общей или индивидуальной могиле определялось не причиной смерти, а финансовым и социальным статусом умершего?
Вообще непонятно, чем отдельная могила для умершего от чумы безопаснее могилы общей. То свалил в одну могилу взвод умерших от чумы - это одно место захоронения и потенциальной опасности. А то таких захоронений будет тридцать отдельных - мне кажется, тридцать захоронений опаснее одного. И по суммарной площади больше, и по суммарной фильтрации вод. Чем множество индивидуальных могил безопаснее одной общей, не ощущаю.
Вероятно имелось в виду что общие могилы долго стояли открытыми пока не наполнятся. А отдельную зарывали раз и готово. Но момент этот хотелось бы прояснить. В Индии и сейчас не особо следуют правилу насчет отдельных захоронений. Или считают если в огонь, то можно? Скорей там тоже отдельная "квартирка" не всем по карману.
Коли так, то логика понятна - одиночку закупоривают сразу. Резонно.
Я думал, сразу выкопали на взвод, одномоментно забросили тела, зарыли.
Так тела все равно должны были где-то накапливаться в могиле или рядом с ней. Проще всего было вырыть яму и кидать туда трупы по мере подвоза. В этом плане теория отдельных захоронений выглядит не слишком удобной. И без объяснений в не слишком убедительной. А опять читать оригинал чтобы понять в чем там дело на сегодня лимит. Для чего еще нужен научпоп кроме прослойки между наукой и обывателем.
Индусов вроде бы не хоронят в могилах вообще. Тела сжигают (кремируют), потом пепел развеивают по ветру, либо пускают в тарелках по реке. Такой обряд у индуистов и буддистов.
У буддистов Непала и Тибета может быть еще интереснее, тела оставляют животным на сьедение.
Да, похоже, сумма платы за захоронение играла роль. Либо отдельное место, либо общая могила.
И опять же могло зависеть от наличия мест на кладбищах. Вон в еврейском квартале Праги в средние века дошло до того, что король места не давал евреям (даже за деньги), и им пришлось хоронить новых мертвых прямо поверху старых, многослойно, общих могил кажется не было.
Впрочем зря мы тут горшки бьем Ольга Иванова редко снисходит до объяснений. Даром что тоже "журналист года"
Александр Берёзин тоже в этом году получил третье место. Но он в диалоге, и этим интересен. поговорить с автором и уточнить то или это всегда интересно.
Весьма польщена, что вы следите за моей биографией, Иван)
Похоже, безопасность и соображения, связанные с ней, играли малую роль для тогдашних обывателей.
Может быть грабежи могил были обычным делом, поэтому отдельно кого-то засыпали.
Общие могилы тоже могли закапывать частично, с одного угла присыпать, другие места пока не трогать. Общие могилы опасны (и неэстетичны) могли быть тем, что бродячие собаки (и другие мелкие хищники) могли промышлять в них, оскорбляя чувства верующих ,ведь никто их не охранял.
Отдельные могилы тоже мало что давали в престижном плане во время эпидемии. Моцарта вроде бы положили в отдельную могилу, но кто его теперь там найдет?
Вот такая вот актуальная тема в период пандемии.
Видимо все дело в масштабах эпидемии - там где она затронула население незначительно, могли рыть отдельные могилы - судя по всему, считалось, что закапывая трупы умерших от чумы на большую глубину в наглухо заколоченныз гробах, можно предотвратить распространение болезни. Ну а там, где чума развернулась в полную силу, без общих могил было не обойтись.