Рубрика Hi-Tech

ВВС США обзаведется роболетчиком

Американская компания re2 Robotics приступит к разработке роботизированной системы для управления пилотируемыми самолетами.

Несмотря на частичную автоматизацию, развитие систем управления авиатехникой вместе с тем повышает квалификационные требования к летчикам. В сочетании со сравнительно жесткими критериями годности по состоянию здоровью это может приводить к кадровому дефициту. Последний, в частности, наблюдается в Военно-воздушных силах (ВВС) США. В качестве альтернативы рассматриваются роботы — на первом этапе они могли бы взять на себя управление аппаратами в рамках заданий, не предполагающих активного ведения боевых действий. В частности, подобные устройства будут востребованы в транспортных самолетах.

 

Разработкой такой системы, получившей название CARNAC (Common Aircraft Retrofit for Novel Autonomous Control), для американских военных займется re2 Robotics. Согласно условиям контракта, робот компании будет состоять из камер и манипуляторов. С их помощью он сможет отслеживать показания приборов, в том числе индикаторов на лобовом стекле, и воздействовать на элементы управления, размещенные в кабине. Отличительной чертой устройства заявлена универсальность: для работы CARNAC не потребуется специального аппаратного обеспечения — систему необходимо расположить в кресле пилота.

 

Предполагается, что активность системы будет опосредовать программное обеспечение с базовым алгоритмом управления авиатехникой. После завершения разработки CARNAC в ускоренном режиме обучат пилотированию различных типов самолетов — с этой целью планируется задействовать авиатренажеры и инструкции по эксплуатации. Представить прототип нового робота инженеры должны в течение года. Затем устройство испытают на тренажере одного из самолетов ВВС США. Тесты предусматривают автономные руление на аэродроме, взлет, точное выполнение полетных заданий в воздухе и посадку.

 

По словам президента и главного исполнительного директора re2 Robotics Йоргена Педерсена (Jorgen Pedersen), в будущем система может быть адаптирована для управления наземными и подводными транспортными средствами. При подготовке прототипа инженеры намерены использовать наработки другого своего проекта — пилотируемого манипулятора HDMS (Highly Dexterous Manipulation System). Сумма контракта на разработку CARNAC составляет 1,49 миллиона долларов. Другие подробности не раскрываются.

 

О проекте сообщается на сайте компании.

 

Схожей программой сейчас занимается американская Aurora Flight Sciences. По замыслу разработчиков, система ALIAS (также представляет собой манипулятор) будет заменять второго пилота. Вместе с тем она рассчитана на автономное управление разными летательными аппаратами, в том числе вертолетом. Новые тесты ALIAS прошли в мае 2017 года: в рамках испытаний на авиатренажере устройство успешно посадило Boeing 737-800NG. По легенде, необходимость в автопилоте была обусловлена наступившей недееспособностью командира. В 2016 году робот справился с управлением других самолетов и вертолета.

 

О пяти последних новинках в робототехнике читайте в нашем материале.

 

Демонстрация HDMS / ©re2 Robotics