Рубрика Технологии

Китайцы испытают первый комбинированный гиперзвуковой двигатель

Китайские ученые проведут испытания прототипа перспективного гиперзвукового двигателя для ракет-носителей и гиперзвуковых летательных аппаратов в 2017 году.

Сейчас разработка гиперзвуковых летательных аппаратов сопряжена с рядом трудностей. Одной из ключевых является технологическое ограничение на создание двигателя, который позволит такому аппарату разгоняться с нуля километров в час до гиперзвуковой скорости (свыше 6,2 тысячи километров в час, или пяти чисел Маха). Существующие в настоящее время прототипы рассчитаны на работу только в относительно узком диапазоне скоростей. Например, из-за конструктивных особенностей двухконтурные реактивные двигатели, которыми оснащаются истребители, не способны разгонять самолет более чем до 2,2 числа Маха.

 

Между тем известные гиперзвуковые версии прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД) могут стабильно работать на скоростях, превышающих четыре числа Маха, — в этом случае становится возможным обеспечение воздушного потока сквозь силовую установку на сверхзвуковой скорости. Предполагается, что новый комбинированный гиперзвуковой двигатель позволит воздушным суднам разгоняться с нуля до 10 чисел Маха. Разработка, получившая название TRRE (Turbo-aided Rocket-augmented Ram/scramjet Engine), состоит из ракетного, турбореактивного и прямоточно-воздушного двигателей.

 

Схема работы TRRE / ©Ling Wenhui et al., Beijing Power Machinery Research Institute

 

Компоненты системы находятся под единым корпусом и подключены к общим воздухозаборнику и соплу, сечения которого изменяются в зависимости от режима системы и скорости полета. Двигатели отделены друг от друга и будут работать на авиакеросине. В качестве окислителя для топлива ракетный двигатель будет использовать жидкий кислород. На первых этапах полета система будет задействовать низкоскоростную турбореактивную часть, разгоняя летательный аппарат до двух чисел Маха, после чего воздуховод к ней будет перекрываться, а воздушный поток — перенаправляться к прямоточной воздушно-реактивной части.

 

Динамика удельного импульса и тяговооруженности TRRE / ©Ling Wenhui et al., Beijing Power Machinery Research Institute

 

За счет сужения воздуховода поток будет сжиматься и поступать в камеру сгорания. При этом изменяемое сечение позволит прямоточному двигателю стабильно работать как на гиперзвуковой, так и на сверхзвуковой скорости — в последнем случае с опорой на реактивный двигатель. В сочетании указанные части обеспечат судну разгон до шести чисел Маха, затем реактивный двигатель будет отключаться. Воздушно-прямоточная часть, в свою очередь, перейдет в гиперзвуковой режим, увеличив подачу жидкого кислорода в камеру сгорания. Если испытания установки пройдут успешно, она станет первым прототипом двигателя такого типа.

 

Испытания полноразмерной модели TRRE планируется провести в 2025 году. Подробности проекта сообщает AviationWeek.

 

Ранее стало известно о планах Минобороны России провести испытания перспективного гиперзвукового летательного аппарата «Объект 4202». Предполагается, что конструктивные особенности позволят устройству развивать скорость около пяти чисел Маха и с высокой точностью поражать инфраструктуру противоракетной обороны противника. Детали разработки не раскрываются.