Технологии

Андроида научили чувству юмора

Японские ученые разработали для андроида Эрики систему искусственного интеллекта, которая позволяет ей естественно реагировать на смех собеседника. Теперь Эрика может не только распознать смех человека, но и определить, стоит ли ей смеяться в ответ и какой тип смеха для этого использовать.

Ученые из Киотского университета (Япония) разработали систему искусственного интеллекта, позволившую японскому роботу-андроиду Эрике уместно реагировать на смех собеседника. При этом ученые не стремились заставить Эрику обнаруживать смех или отвечать им на шутку, а попытались наделить искусственный интеллект человеческим чувством юмора. Результаты их работы опубликованы в журнале Frontiers in Robotics and AI.

По мнению исследователей, эмпатия — одна из важнейших функций разговорного искусственного интеллекта (ИИ). Авторы решили, что одним из механизмов сопереживания может выступать совместный смех, и роботы с чувством юмора смогут улучшить качество разговоров с человеком. Эрика — андроид, созданный японскими учеными, который выглядит как девушка с естественной живой мимикой и силиконовой кожей. Эрика умеет вести диалог, определять эмоции людей и реагировать на них.

В модели совместного смеха, разработанной авторами, сначала смеется человек, а затем ему отвечает ИИ. Этот подход потребовал разработки трех подсистем: одна обнаруживала смех, вторая принимала решение о том, надо ли смеяться в ответ, а третья выбирала подходящий тип смеха. Ученые записали более 80 диалогов во время быстрых свиданий студентов Киотского университета с Эрикой, которой дистанционно управляли несколько актрис. То есть это были разговоры двух живых людей.

Самой большой проблемой было определить фактические случаи совместного смеха: ученым пришлось тщательно классифицировать, какой именно смех они могли бы использовать для дальнейшего анализа, так как не на любой смех Эрике стоило реагировать. Тип смеха также имел значение, поскольку в некоторых случаях вежливое хихиканье могло быть более уместным, чем громкий хохот.

Обученный ИИ авторы протестировали в четырех коротких двух-трехминутных диалогах между человеком и Эрикой. В первом сценарии она отреагировала только вежливым смехом, во втором и третьем весело расхохоталась, а в последнем использовала оба типа смеха. Ученые также создали два других набора таких же диалогов, но в одном из них Эрика совсем не смеялась, а в другом смеялась каждый раз, когда смеялся собеседник, вне зависимости от контекста.

После этого 130 человек прослушали каждый диалог в трех сценариях и оценили, насколько эмпатична и человечна была Эрика, а также насколько естественной и уместной была ее реакция. Лучше всего показала себя система совместного смеха. Таким образом, робот одновременно может выполнять несколько задач по обработке человеческого смеха и выбирать определенный ответ, что в дальнейшем позволит сделать разговоры с роботами более естественными и комфортными для пользователей.

Комментарии