Космонавтика

В России анонсировали соглашение на создание атомного космического буксира

До конца года «Роскосмос» намерен подписать соглашение, предполагающее разработку атомного буксира «Нуклон». В будущем аппарат хотят отправить к одному из спутников Юпитера.

О планируемом подписании соглашения на создание атомного буксира со ссылкой на исполнительного директора «Роскосмоса» по перспективным программам и науке Александра Блошенко сообщил ТАСС. Контракт, по его словам, могут заключить уже в 2020-м. Цель — создание аппарата, который можно было бы применять для полетов к дальним планетам нашей системы. В качестве даты первой миссии называют 2030 год.

Итоговой целью для предстоящей миссии выбрали один из спутников Юпитера. Речь идет о полноценной научной программе, а не об эксперименте с макетами полезной нагрузки на борту.

Предполагается, что после запуска буксир произведет стыковку с модулем полезной нагрузки и отправится к Луне. Аппарат проведет зондирование спутника, оставив на его орбите научно-исследовательский аппарат. В рамках второго этапа буксир вместе с модулем полезной нагрузки отправится к Венере: во время маршрута возможно проведение эксперимента по дозаправке аппарата ксеноном.

Возле Венеры от комплекса отделится научно-исследовательский аппарат. После совершения гравитационного маневра буксир начнет третий этап — озвученное выше путешествие к Юпитеру.

Конструктивно атомный буксир должен быть транспортно-энергетическим модулем, имеющим открытую архитектуру. Главной его особенностью хотят сделать возможность автономной выработки энергии за счет ядерного реактора мегаваттного класса в течение длительного времени. В сумме с возможностью транспортировки различной полезной нагрузки это позволит получить уникальный по своим возможностям космический комплекс.

Напомним, в 2017 году стало известно об идее сотрудника Центра имени Хруничева Владимира Денисова создать уникальный космический корабль, для запуска которого не нужно было бы применять ракету-носитель. Базой для проекта может послужить нереализованный на практике советский суборбитальный самолет МГ-19. Перспективный многоразовый корабль должен получить моноблочную конструкцию и будет отдаленно напоминать советский челнок «Буран». Стартовая масса аппарата может достигать 500 тонн.

Часть схемы, изображающей устройство суборбитального самолета МГ-19 / ©Testpilots

Примечательно, что недавно в космическом ведомстве объявили о возможности использования концепции «Бурана» для перспективного космического корабля. Его могут задействовать в полетах к орбитальной станции: применение для этих целей разрабатываемого сейчас «Орла» якобы чрезмерно затратно.

Комментарии

  • Ох они бы уже что-то сделали а не только анонсировали. А то прямо фонтан проектов в работе, а на выходе ничего.

  • Хоть бы какой проект закончили, не то одни только начатые проекты.

  • Вот я в упор не пойму. На каком принципе рабоатет атомный ракетный двигатель. Ну ядерный реактор работает и что? Ну вырабатывает электричество и что? На винт же не подашь его. Нет же реактивного топлива, нет выбрасываемой струи. Каково рабочее тело такого ракетного двигателя?

    Это Стругацким и Лему было легко описывать в романах атомные ракеты. А практически что-то я не пойму, каким образом оно заработает.

    Или оттуда же эта идея и взята ? (ужас)

    • Атомный реактор разогревает рабочее тело, судя по статье ксенон, которое дальше выбрасывается через обычное сопло. Вариант - ЯР вырабатывает электроэнергию, которая используется в ионном двигателе. Чем это лучше ЖРД или, допустим, ионного двигателя, работающего от ядерной батарейки, мне судить трудно.

      • Хм, это хорошо, непонятно только, где ионы брать в безвоздушном пространстве (вакууме). Ксенон тоже где-то брать надо, с собой возить?

        Известные мне испытания ЯР на ракетах проводились в атмосфере Земли, где в качестве рабочего тела брался забортный воздух.

        Черток в своих мемуарах пишет об одном таком испытании (наземном). Очень его поразило то, что забортный врздух, проходя через реактор, просто выбрасывался наружу (ессно, что уже будучи радиоактивным).

        • а с чего воздух может стать радиоактивным? какие радиоактивные элементы в нем неожиданно появятся?
          по двигателю - в атмосфере ядерный двигатель использует воздух как рабочее тело, просто разогревая его в камере, по сути это большой летающий кипятильник.
          В космосе, как выше уже написали, используется инертный газ ксенон. Но там и принцип другой - это ионный двигатель. То есть реактор вырабатывает электричество, ионы ксенона за счет разности потенциалов разгоняются до огромных скоростей и выбрасываются струей. Плюсы такого двигателя: 1. чем выше разность потенциалов, тем меньше надо рабочего тела, 2. способность работать годами, непрерывно разгоняя корабль. Минусы - малая мощность, невозможность использовать в атмосфере (требуется вакуум). Сейчас подобные двигатели уже используются на косм.аппаратах много лет, реактор - это просто следующий шаг в мощности

          • Радиоактивные элементы в воздухе появятся за счет ионизирующего излучения. К примеру радиоактивный углерод и тритий возникнут в результате распада атомов азота и водорода. Но это если используется схема "кипятильника", а не схема с прямым нагревом воздуха в реакторе (она легче и компактней), которая, как подозревают "агенты госдепа", применяется в "Буревестнике". Проекты атомных самолетов разрабатывались еще в 50-х годах прошлого века, но как раз поэтому от них отказались. Слишком толстую защиту пришлось бы ставить для экипажа, а беспилотники тогда умели плохо. https://www.popmech.ru/weapon/432202-yadernoe-dezhavyu-sushchestvuet-li-raketa-s-yadernym-dvigatelem/