Космонавтика

Прототип кабины лунного Starship испытали представителями NASA

Благодаря отчету представителей NASA о визите в компанию Илона Маска впервые появились фотографии органов управления Starship.

В начале мая представители Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) провели своеобразную инспекцию подрядчиков, работающих для программы «Артемида». Фотографиями с визита в SpaceX поделились в социальных сетях Джим Фри (Jim Free) и Кэтрин Кернер (Catherine Koerner) — два высокопоставленных руководителя дирекции по разработке средств для пилотируемого освоения космоса NASA (Exploration Systems Development).

Во время посещения, пожалуй, важнейшего для непосредственно высадки на Луну подрядчика, Джим и Кэтрин лично познакомились с прототипом кабины Starship HLS (Human Landing System). Все сделанные в ходе этого визита снимки, которые чиновники NASA выложили в интернет, пользователи портала Reddit собрали воедино. Они же провели коррекцию изображений, чтобы некоторые детали можно было разглядеть получше.

Те, кто видел, как астронавты работают в другом корабле SpaceXCrew Dragon, — найдут этот прототип очень знакомым. Точно так же кресла экипажа расположены перед тремя сенсорными мониторами. Только в данном случае добавлены еще три огромных портретно ориентированных панели, на которые выводится вид лунной поверхности с высоты. Вероятно, это имитация иллюминаторов Starship HLS. А может, просто элемент дополнительного погружения в атмосферу грядущих миссий для тех, кто испытывает прототип. И кресел два, а не три — в первых высадках на Луну будет спускаться всего пара астронавтов.

Увеличенный фрагмент фото интерфейса Starship HLS — индикатор работы двигателей. Видны шесть Raptor (три вакуумных с большим соплом и три атмосферных с маленьким). В пилонах видны еще четыре двигателя, их название, функционал и мощность неизвестны / ©TJ Cooney

Интерфейс на экранах похож, но не идентичен таковому у Crew Dragon — в нем уже видны внесенные специально для Starship HLS изменения. Из того, что можно разглядеть, внимание привлекает расположенный в правом верхнем углу самого правого дисплея индикатор работы двигателей. На нем видны шесть кружков, соответствующих маршевым двигателям Raptor — три большого диаметра, три маленького.

Это значит, что во время дизайна интерфейса была выбрана конфигурация корабля одновременно и с адаптированными к вакууму соплами и с теми, что оптимальны для работы в атмосфере. Почему так — вопрос открытый, насколько известно, Starship HLS ни в каком из существующих вариантов миссий по программе «Артемида» на Землю возвращаться не будет. А значит и атмосферные Raptor ему не нужны. Возможно — просто использовали старый дизайн «обычного» Starship, а может быть дело в очередном изменении концепции, о котором пока не сообщалось.

Самое интересное — на этом же индикаторе видны четыре двигателя намного меньше, чем Raptor. Ранее ни на одной схеме их не было, как и вообще четырех пилонов в нижней части корабля. Скорее всего, это артефакт доставшийся от Crew Dragon, там этот блок интерфейса имеет такую форму. Однако у Crew Dragon в каждом пилоне расположены по два кружочка-индикатора двигателей SuperDraco, а на прототипе Starship HLS там по одному неизвестному.

Изображение на вертикальные мониторы позади основных выводится в веб-браузере. Для SpaceX это привычное решение, даже интерфейс на сенсорных дисплеях управления реализован так же / ©Jim Free

Что странно, на индикаторе отсутствуют дополнительные двигатели мягкой посадки, расположенные на корпусе ближе к носовой части. Их планировали использовать на финальном участке снижения, чтобы не поднимать много пыли с поверхности. Двигателей ориентации тоже нет.

Среди прочих деталей интерфейса настолько же любопытных и информативных, как индикатор работы двигателей, не видно. Различимы указатели ориентации корабля в пространстве, места посадки, скорости и высоты полета над поверхностью. В левой части экрана присутствует некий график, но что на нем отображается разобрать невозможно.

Безусловно, первый взгляд на пользовательский интерфейс лунного Starship интересен. Особенно учитывая, что он почти наверняка будет унифицирован для всех пилотируемых модификаций корабля. И по нему уже можно судить о некоторых технических решениях, пусть и только в общих чертах. Но важно помнить — это лишь ранняя стадия разработки, компания Илона Маска славится резкими изменениями курса в разгар работы над проектом.