Космонавтика

США испытали ускоритель для «лунной ракеты» Space Launch System

NASA и Northrop Grumman успешно испытали твердотопливный ракетный ускоритель, разработанный для перспективного носителя Space Launch System (SLS), который намерены использовать для лунных экспедиций.

Тесты ускорителя провели 2 сентября на испытательном полигоне компании Northrop Grumman в Промонтори, штат Юта. Состоящий из пяти сегментов ускоритель завершил статические огневые испытания за две минуты, как и планировали.

В рамках тестов инженеры, в частности, проверили работу двигателя и качество использованных в ускорителе материалов.

Испытания необходимы для оценки потенциальных изменений, которые могут быть внесены в будущие ускорители для запусков, намеченных после третьего полета SLS в рамках миссии Artemis 3. Она должна состояться в 2024 году.

Сверхтяжелая ракета Space Launch System будет оснащена двумя ускорителями, призванными обеспечивать существенную часть необходимой тяги.

Space Launch System / ©NASA

На сегодня ракета SLS — ключевой элемент программы Artemis, направленной на возвращение астронавтов на Луну. К моменту планируемого ввода в эксплуатацию она должна стать самым мощным носителем из существующих в наше время. На низкую опорную орбиту носитель сможет выводить до 95 тонн грузов. Предполагается, что после модернизации этот показатель сможет возрасти более чем до 130 тонн.

Самая первая миссия по программе Artemis — Artemis 1 — должна состояться в ноябре 2021 года: она предполагает беспилотный запуск космического корабля Orion к Луне. Во время следующей миссии должен состояться запуск корабля с экипажем и облет спутника нашей планеты.

Вышеупомянутый третий этап предполагает первую с момента сворачивания программы «Аполлон» высадку человека на лунную поверхность. Создать постоянно действующую лунную базу намерены во второй половине 2020-х. Предполагается, что полученный в ходе реализации программы Artemis опыт может быть применен для пилотируемых полетов к Марсу.

Компания SpaceX предлагает использовать для таких задач перспективный Starship — самый крупный пилотируемый космический корабль из всех когда-либо существовавших. Напомним, недавно глава SpaceX Илон Маск заявил, что первый полет аппарата на околоземной орбите может состояться уже в 2021 году.

Сейчас компания тестирует демонстраторы технологий Starship. Четвертого августа один из них — Starship SN5 — впервые совершил 150-метровый «прыжок». Сегодня повторные испытания готовится выполнить Starship SN6: трансляцию этого события вы сможете посмотреть на нашем сайте.

Комментарии

  • Интересно, что именно испытывали в этом тесте. К сожалению, никаких внятных подробностей. Работу двигателя и качество материалов они уже проверяли много раз в предыдущих испытаниях. И предельно охлаждённые двигатели, и предельно тёплые. Чем отличается этот раз? После третьего полёта они планируют делать совершенно новые ускорители, а не использовать вот эти, оставшиеся от Шаттлов (доработанные и усиленные, естественно). Вместо стальной оболочки будут использовать намотку? Словом, увы, ничего не понять из заметки, а тема интересная. Когда полетят - станут самыми мощными эксплуатируемыми двигателями, когда-либо созданными человеком. А пока вторые по мощности - испытывался твёрдотопливный двигатель с тягой 1800 тонн, но не летал.

    P.S. Слева видно, кстати, как пылит грунт от акустического воздействия звукового поля реактивной струи. Тут они никак не борются с этим, а при старте ракеты придётся неминуемо подавлять этот шум.

    P.P.S. "Space Launch System будет оснащена двумя ускорителями, призванными обеспечивать существенную часть необходимой тяги" - слабо сказано. 82% всей стартовой тяги ракеты.

    • Ну они ж не торопятся. Переработали кожух сопла - испытали. Еще чего-нибудь поменяют - новое испытание.
      ==
      Испытание включало несколько других аппаратных изменений, таких как переработанный кожух переднего выходного конуса сопла. «Всякий раз, когда у нас есть одно из таких больших испытаний, мы стараемся внести все возможные изменения, чтобы убедиться, что оно работает в полном объеме», - сказал Тиллер.
      ==
      Это Маску надо каждый раз удивлять инвесторов )) а SLC известный долгострой. В апреле у них там всяческие протечки были теперь видимо подрихтовали смотрят что получилось.

      • Да, спасибо, я уже прочел по ссылке в тексте на на материал НАСА. Они ещё что-то с алюминием в составе топлива проверяли. Новый поставщик алюминия будет? А кожух переднего конуса надо проверять ещё на обтекание. У него две главные функции: куча всяких устройств в его теле, обеспечивающих работу сопла, в частности поворотного механизма сопла, и прикрытие сопла от набегающего потока воздуха. Но, наверное, аэродинамику просто спроектировали с запасом, чтобы не проверять, в принципе она известна и легко прогнозируема.

        Наверное, самая трясучая ракета будет за всю историю космонавтики. С таким размером ускорителей тряска вырастет ещё больше, чем у Шаттла. Астронавты будут сидеть до отделения ускорителей как на вибростенде. Может, им капы в рот будут давать, как боксерам, чтобы языки не прикусывали.) Хотя масса ракеты большая, может, тряска будет не больше чем на Шаттле. Но и на Шаттле во время работы ускорителей мотало так, что головы чуть ли не бились об стекло шлемов. С жидкостными ракетами не сравнить, какая бы вибрация на них не была. На жидкостных вибрация, на твердотопливных тряска.