Космонавтика

SpaceX резко подняла цены на полеты в космос и Starlink

Ранее Tesla серьезно повысила цены на свои литиевые накопители для энергетики и электромобили. Происходящее способно заметно снизить темпы развития целых отраслей.

Компания уведомила пользователей глобального спутникового интернета Starlink о том, что с 22 марта они будут платить за интернет не 99 долларов в месяц, как ранее, а 110 долларов. Стоимость терминала Starlink поднялась с 499 до 599 долларов. Вероятно, это не последнее повышение: происходящее на Украине вызвало системные сбои международной торговли, из-за чего стоимость самых разных комплектующих продолжает расти.

Несколько ранее компания повысила цены на запуски Falcon 9 с 62 до 67 миллионов долларов, а Falcon Heavy — с 90 до 97 миллионов долларов. В обоих случаях повышение близко к 8%. При изготовлении ракет широко используют алюминиевые сплавы, а стоимость алюминия и многих других цветных металлов в последние месяцы кратно выросла — вначале из-за роста цен на газ, вызванного нежеланием ЕС заключать долгосрочные контракты на импорт газа из России, а затем из-за сбоев в торговле после 24 февраля. Кроме того, инфляция в США на 10 марта 2022-го составила 7,9%, максимум за 40 лет (впрочем, явно меньше, чем инфляция в России).

Выросли и расценки SpaceX на запуск попутных грузов на своих ракетах. Если ранее запуск нагрузки до 200 килограммов на солнечно-синхронную орбиту стоил всего 1,0 миллиона долларов, то теперь — 1,1 миллиона.

Недавно инфляция серьезно ударила по другому бизнесу Илона Маск — Tesla. Эта компания подняла цену на Megapack, самый дешевый из удобных накопителей энергии в мире на сегодня, с 1,1 миллиона до 1,538 миллиона долларов. Причины — кратный рост цен на литий и некоторые другие металлы в последние месяцы. Кроме этого, Tesla повысила цены на свои электромобили. Сейчас самый дешевый из них обойдется от 47 тысяч долларов, в то время как еще пару лет назад его (при заказе по телефону) можно было приобрести как минимум за 35 тысяч. Еще полгода назад он стоил на 10% дешевле, чем сегодня.

Tesla Megapack, мощность 0,8 мегаватт, емкость примерно 3,1 мегаватт-часа, вес 23 тонны / ©Tesla

Происходящее повлияет на скорость внедрения новых технологий в целом ряде отраслей. Если по Falcon 9 Маску не угрожают конкуренты, то дальнейшее распространение Starlink окажется под вопросом. У американских и европейских обычных (наземных) провайдеров издержки практически не выросли. Если они не взвинтят цены на свои услуги, Starlink окажется заметно дороже конкурентов (порядка пары тысяч долларов в год в первые 12 месяцев владения).

Между тем Илон Маск планировал собрать средства для полетов на Марс в основном за счет доходов от проекта Starlink. Как это делать в условиях слабой конкурентоспособности по ценам — не вполне ясно. Вероятно, самому богатому человеку мира придется искать другой способ.

Рост цен на Megapack, в свою очередь, замедлит наращивание доли ВЭС и СЭС в ряде стран: без накопителей или страховки в виде ТЭС эти виды станций с трудом обеспечивают стабильное энергоснабжение. Удорожание электромобилей означает и более медленный рост производства машин Tesla. Компания планирует выпускать их по 20 миллионов в год — вдвое больше, чем у любой современной компании-лидера. Однако теперь проникновение в наиболее массовый сегмент авторынка может затянуться. Это прискорбно, поскольку, как мы уже писали ранее, ДВС-мобили убивают выхлопами множество людей по всему миру, и даже электромобиль, заряжающийся от ТЭС в этом смысле намного безопаснее.

Комментарии

  • Володя Ульянов, что "всей России за брата отомстил", уже не самый крутой джигит 🙄

  • Электромобили никак не улучшают экологическую ситуацию в глобальном масштабе. Это заблуждение. Электромобили имеют смысл в городских условиях, в целом это просто перенос локализации выбросов СО за пределы городской черты. При всей пользе, электрический транспорт не решает проблему потепления климата никак.

    • "Электромобили никак не улучшают экологическую ситуацию в глобальном масштабе. Это заблуждение. Электромобили имеют смысл в городских условиях, в целом это просто перенос локализации выбросов СО за пределы городской черты"

      Поскольку вы не прочитали новость выше, процитирую ее:

      " ДВС-мобили убивают выхлопами множество людей по всему миру, и даже электромобиль, заряжающийся от ТЭС в этом смысле намного безопаснее."

      Справочно: от выхлопов ДВС-мобилей в США умирают 50 тыс. в год ( https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1352231013004548 ), а от производства примерно 3,5 трлн квтч электроэнергии -- еще 50 тыс. в год ( https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1352231013004548 ). Имеющиеся в США автомобили при полной электрификации потребляли бы 0,6 триллиона киловатт-часов в год. Из этого даже шестиклассник может посчитать, что и электромобили, питающиеся от в основном от ТЭС убивают в 6 раз меньше, чем двигаемые ДВС.

      Причина этого в том, труба ТЭС очень высока и распределяет выбросы по огромной площади, снижая интенсивность токсического воздействия на людей многократно. А выхлопная труба ДВС-мобиля выводит его выхлопы прямо в лицо людям -- отчего они вдыхают образующиеся от сгорания микрочастицы и впоследствии умирают от сердечно-сосудистых заболеваний, которые эти микрочастицы вызывают.

      " При всей пользе, электрический транспорт не решает проблему потепления климата никак."

      Ее и не надо решать: https://naked-science.ru/article/nakedscience/o-chem-umolchala-greta

      • Обстоятельно. Но я не сказал, что проблему потепления надо как-то решать. Вероятно, это невозможно сделать. Точнее, человечество скорее всего мало на это влияет, не смотря на всю свою бурную деятельность.
        А в первой части вы мне вообще никак не противоречите.
        Локально, т.е. в населённых пунктах, вокруг дорожных магистралей, микроклимат улучшается. Глобально скорее наоборот.
        Преклоняюсь перед гениями двигающими прогресс. Печально, что люди умиляются Тунберг и рушат атомную энергетику.

        • "Локально, т.е. в населённых пунктах, вокруг дорожных магистралей, микроклимат улучшается. Глобально скорее наоборот."

          Глобально, локально -- это менее важно, чем то, что уменьшается количество умерших.

          • А ещё мы не учитывает сколько людей умирают при добыче лития.

          • Нисколько. И если вы попробуете узнать, как добывают литий, то поймете почему.

          • Многие с вами не согласны. Поднимаются вопросы от пресной воды до онкологии.

          • Заметьте: и среди этих "многих" -- ноль ученых. Ноль людей, способных сообщить, как именно добыча лития может повлиять на рак или пресную воду. Оно и неудивительно: никак не может.

      • Тут сравниваются все автомобили на двсв США, со всеми автомобилями на электротяге в США. И получается что от электромобилей умирают в 6 раз меньше. А во сколько раз электромобилей меньше чем автомобилей с двс?

        • "Тут сравниваются все автомобили на двсв США, со всеми автомобилями на электротяге в США"

          Нет, не сравниваются. Вы просто не прошли по ссылкам, отчего не поняли, что с чем сравнивается.

          "И получается что от электромобилей умирают в 6 раз меньше"

          Нет. Получается, что при полной замене ДВС-мобилей на электромобили, смертность от автомобилей упала бы в шесть раз.

          • Я вам ответил судя из того что вы написали. Перечитай и исправьте.

          • Перечитать следует вам: у меня написано абсолютно ясно даже для шестиклассника.

    • Вы не пробовали читать то, что написано в комментируемом вами тексте, а не то, что находится внутри вашей головы? В новости выше нет _ничего_ о разорении SpaceX.

      • « Между тем Илон Маск планировал собрать средства для полетов на Марс в основном за счет доходов от проекта Starlink. Как это делать в условиях слабой конкурентоспособности по ценам — не вполне ясно. Вероятно, самому богатому человеку мира придется искать другой способ.»

        Всё пропало.

        • И опять вы видите в моих словах то, чего в них нет -- потому что пропускаете в них ключевые слова.

          • В реальности, выручка СпейсХ и Тесла выросли и финансирование Старшипа (для полёта на Марс) идёт полным ходом. Но новоиспечённый всёпропальщик из голой-науки уже «изъявляет озабоченность». Господин Березин, не вы ли всего несколько месяцев назад уверяли, что Ангару надо отменить и равняться на флагман Масковского авантюризма?

          • "В реальности, выручка СпейсХ и Тесла выросли и финансирование Старшипа (для полёта на Марс) идёт полным ходом."

            И ничего из этого не противоречит новости выше.

            " Господин Березин, не вы ли всего несколько месяцев назад уверяли, что Ангару надо отменить и равняться на флагман Масковского авантюризма?"

            Ангару надо отменить, безусловно. И да, российский аналог Старшипа нужен. И? Как это противоречит новости выше?

            Никак.

    • Какие же смешные клоуны...)
      Кроме дешевого петросянства ничего не в состоянии написать.

  • Ему следовало бы написать в твиттере, что всё это для борьбы с Россией, хахах)

    • Маск, в отличие от многих других, ничего о борьбе с Россией не говорил.

      • Он буквально вызвал Путина на поединок. Кто выиграет, тому Украина. Россия и Путин едины.

        • " Россия и Путин едины"

          У вас в голове -- да, конечно. Но нюанс в том, что реальный мир находится далеко не у вас в голове. Поэтому, разумеется, борьба с Путиным не относится к борьбе с Россией.

        • Украина не принадлежит Маску и его ставка ничего не стоит. Так что это обычный самопиар. Чуть серьезнее выглядит поставка терминалов Старлинк но использование их в военных целях довольно сомнительно. Да и в целом полезность невелика. Интернет вна Украине работает и без Старлинка что видно хотя бы по количеству хохлоботов в коментах.

  • Вот доллар подорожал резко, сахар подорожал резко, 8% - это не резко, это минимум вдвое меньше официальной инфляции на продукты у нас в стране.

    • Во-первых, 8% в стране, где инфляция низка -- это именно резко. Во-вторых, старлинк с Мегапаком подорожали совсем не на 8%, а заметно сильнее.

  • Дак старлинк же для сельской местности в основном, где интернет говно, там у старлинка же нет конкурентов

    • В США почти нет сельской местности без покрытия, и Маск целится не туда, где нет конкурентов, а именно в густнаселенные зоны. Там же и большинство его текущих клиентов. В силу дороговиззны и проблем со скоростью а традиционных провайдеров в США, он рассчитывал отобрать их аудиторию. Теперь это несколько под вопросом.

      • Я читал много раз, что Маск не позиционирует старлинк как конкурента городским провайдерам

        • Это не совсем корректные пересказы российской прессы. Сам Маск, лично, говорил только о том, что в городах с высокой плотностью населения Старлинк будет иметь скорость ниже, чем в остальных местах, что правда.

          Он не нацеливался на полный захват основной городской аудитории -- но на часть жителей вполне: "Musk said there will be plenty of bandwidth in areas with low population densities and that there will be some customers in big cities. But he cautioned against expecting that everyone in a big city would be able to use Starlink."

      • Почти нет сельской местности без интернета? Мдя. Пропагандист заговорился.

        • И опять вы видите в моих словах то, чего в них нет -- потому что пропускаете в них ключевые слова.

          • « В США почти нет сельской местности без покрытия» Не? Не писали?

          • " В США почти нет сельской местности без покрытия» Не? Не писали?"

            Да, и это факт. В отличие от ранее приведенных вами слов:

            "Почти нет сельской местности без интернета?"

          • Нет, вы сказали не так. Перечитайте.

    • Березин показывает неосведомлённость с реальностью в США. Он никогда не жил в Западной Вирджинии или Северной Дакоте. Там и во многих других местах есть множество посёлков с минимальным интернетом на модемах. Некоторые пользуются HughesNet, но это очень далеко от того, что предлагает Старлинк.

      У меня есть и оптоволоконный интернет, и Старлинк. Зачем ? Потому что я могу 😬 Энтузиаст. Зарплаты за последний год выросли сильно. Лишние $110/месяц вообще ни на что не влияет. Сейчас самая большая проблема, что надо долго ждать, а запрос огромный. Я ждал больше года после внесения предоплаты.

      • "Березин показывает неосведомлённость с реальностью в США. Он никогда не жил в Западной Вирджинии или Северной Дакоте. Там и во многих других местах есть множество посёлков с минимальным интернетом на модемах."

        Для тех, кто в бронепоезде: "минимальный интернет на модемах" -- это не по-русски, раз. И два: совпадает по смыслу с фразой "интернет-покрытие есть".

        • Блюститель русского языка 🤣 Минимальный интернет на модемах это неправильно, а интернет-покрытие это норм. Ну-ну, словоблудец.

          По существу - «интернет-покрытие» на 56кбпс и 200мбпс очень разные вещи. Но сейчас вы мне напишите, что я ничего не понимаю и что никто с 56кбпс не перейдёт на 200мбпс за $110/месяц.

          • "По существу - «интернет-покрытие» на 56кбпс и 200мбпс очень разные вещи."

            Вот вы и согласились с тем, что я сказал: "США почти нет сельской местности без покрытия".

      • Какой прокол американского пропагандиста 🤣 Выходит ваши операторы врут (T-Mobile, Verizon) когда показывают 4G-5G покрытие в Дакоте? Реальная скорость драматически не соответствует заявленной? Или зарплаты в глубинке настолько выросли, что реднеки предпочитают 56кбпс на ADSL?
        https://www.t-mobile.com/coverage/coverage-map
        https://www.verizon.com/coverage-map/

        • Абсолютно врут. 4G есть по коридорам вдоль основных дорог. 1-2 мили в сторону и никакого интернета нет.

          • по коридорам вдоль основных дорог

            Наши операторы в этом плане честнее уж если нарисовано покрытие так там худо-бедно ловится. Где не ловится так и на карте пусто. Думал и у вас так же)) спасибо что глаза открыли.

          • Вот так выглядит карта северной Дакоты. На побережьях получше, внутри континента нет никакого 4G/5G кроме как вдоль основных магистралей и городов.

  • Ну сейчас конкурентов у спейс икс совсем практически не осталось, можно стричь капусту.... запускать старшип... и лететь на луну...

    • Вот только Спейсикс при текущих ценах на Старлинк не получится стричь капусту. Да и на Луну Маск не хочет -- а хочет на Марс, куда без очень больших денег от Старлинка попка не попасть.

      • Скажем так, "пока" туда при любых деньгах не попасть.

        • Маск, так-то, в курсе -- именно поэтому и строит ракету и корабль до Марса. Так что "пока" -- это не очень надолго.

  • Так доллар сегодня уже по 98. Всё восстановилось. В России всё спокойно и спецоперация подходит к концу. Масяня врет.

  • Да про доллар шутка. От того что нарисуют 98 или 102 это бессмысленно. Это как в СССР в 1980 году доллар был по 70 копеек. Это не помешало вторгнуться в Афганистан, сдуть 14000 своих солдат, с позором выйти и быстренько развалиться. Если экономики соответствующей нет, то бесполезно играть в великую империю с дешёвыми долларом.

  • Тяжело тебе живется в твоем "реальном мире" хоть иногда наружу выглядывай.