Космонавтика

SpaceX получила контракт NASA по доставке астронавтов на Луну

Компания Илона Маска стала разработчиком посадочного модуля, который уже через несколько лет должен обеспечить «триумфальное возвращение» астронавтов на поверхность земного спутника.

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США выдало SpaceX контракт на сумму в 2,9 миллиарда долларов, подразумевающий разработку первого коммерческого посадочного модуля. Он может впервые с 1970-х доставить американских астронавтов на Луну в рамках миссии Artemis.

Компания Илона Маска, таким образом, обогнала не только Blue Origin Джеффа Безоса, которая давно сотрудничает с аэрокосмическими гигантами вроде Lockheed Martin, Northrop Grumman и Drape, но и Dynetics — оборонного подрядчика, базирующегося в Хантсвилле, штат Алабама. Что касается других крупных программ, NASA выбрало для них нескольких поставщиков, чтобы обеспечить конкуренцию и резерв на случай, если одна из компаний не сможет выполнить поставку.

«Это захватывающее время для NASA и особенно для команды Artemis, — отметила Лиза Уотсон-Морган, руководитель программы HLS (Human Landing System) в Центре космических полетов имени Маршалла. — За время программы “Аполлон” мы доказали, что возможно сделать, казалось бы, невозможное: высадить людей на Луну. Применяя совместный подход к работе с промышленностью и проверенные технические знания и возможности NASA, мы снова вернем астронавтов на поверхность Луны, на этот раз — для изучения новых областей».

В прошлом году SpaceX, Blue Origin и Dynetics выдали первоначальные контракты на разработку концепции посадочных модулей. Но поскольку в 2021 финансовом году NASA выделили лишь 850 миллионов долларов на программу HLS (примерно четверть от запрашиваемой суммы), агентству пришлось выбирать одну компанию-победителя, и проект SpaceX оказался заметно дешевле. «У нас недостаточно средств, чтобы даже попытаться договориться о цене с Blue Origin», — заявила Кэти Людерс, руководитель программы пилотируемых космических полетов. Что касается Dynetics, то, по словам Людерс, их предложение «в целом имеет ограниченные достоинства и только частично соответствует целям, заложенным в запросе».

О старте программы Artemis объявили в 2019 году. Первый запуск (Artemis 1) надеются провести в конце 2021-го, хотя сроки неоднократно переносили. Во время него не предполагается присутствие экипажа: на орбиту Луны люди попадут в 2023 году, в составе миссии Artemis 2, а высадка на поверхность спутника запланирована на 2024-й. Ключевые компоненты программы — ракета-носитель сверхтяжелого класса SLS, а также корабль Orion. 

«Мощная ракета Space Launch System запустит четырех астронавтов на борту космического корабля Orion в многодневное путешествие на лунную орбиту. Два члена экипажа перейдут в систему посадки человека HLS Starship от SpaceX для заключительного этапа своего путешествия к поверхности спутника. Примерно через неделю они сядут в посадочный модуль для короткого путешествия обратно на орбиту, вернутся на Orion и отправятся на Землю», — уточнили в NASA. В основе посадочного модуля — испытанные двигатели Raptor и летные традиции аппаратов Falcon и Dragon. HLS включает просторную кабину и два шлюза для выхода астронавтов.

За последние несколько лет основанная в 2002 году SpaceX, главная и итоговая цель которой — высадка на Марсе, — перевернула космическую отрасль своим быстрым подъемом. Сначала компания доставляла грузы на МКС, а с недавних пор — и членов экипажа станции. Все это вопреки возгласам скептиков, которые уверяли, что полеты человека в космос никогда не перейдут в руки к частным компаниям. Кроме того, детище Маска создает полностью многоразовую систему для перевозки экипажа и грузов на околоземную орбиту, а также на Луну и Красную планету — корабль Starship и ускоритель Super Heavy.

Комментарии

  • "SpaceX получила контракт NASA по доставке астронавтов на Луну"
    "«Мощная ракета Space Launch System запустит четырех астронавтов на борту космического корабля Orion в многодневное путешествие на лунную орбиту. Два члена экипажа перейдут в систему посадки человека HLS Starship от SpaceX для заключительного этапа своего путешествия к поверхности спутника. Примерно через неделю они сядут в посадочный модуль для короткого путешествия обратно на орбиту, вернутся на Orion и отправятся на Землю», — уточнили в NASA..."
    Не понять, кто и что больше деградировали - РКП США в лице Боинга, Локхида, Нортропа и др. компаний, НАСА в лице организатора, научно-технического руководителя и финансиста от имени государства космических программам США...Гонять с Земли к Луне две дорогущих многотонных махины и лунный ПКК Орион в придачу, использовать Старшип в качестве придатка к Ориону в качестве ЛВПМ для высадки на на неделю двух космонавтов на Луну, а затем возвращения их на Землю с помощью Старшипа (только от поверхности Луны до окололунной орбиты ПКК Орион!!!) и возвращения их на Землю в ПКК Орион - бред высшей пробы... Писали что Юрчик - профессионал, в отличие от его бывшего шефа Дж. Бранденстайна - что-то не похожевсе это на профессиональное решение. Думаю, что даже бывший директор планетария до такого варианта не додумался бы.
    Или с остальными вариантами ЛВПМ совсем "труба"? Или Юрчика "хорошо попросили" профинансировать И.Маска и теперь всей Артемидой будет заниматься исключительно Спейс -Х?
    Очченнньь интэресная ситуация...

    • Просто по срокам у Маска как-то веселее выглядит. А то Боинги-Локхиды еще 10 лет будут средства осваивать если им еще на лунный модуль дать.

  • Что значит "разработка первого коммерческого посадочного модуля"? Они же там уже были! Или нет?

    • "...то значит "разработка первого коммерческого посадочного модуля"? Они же там уже были! Или нет?"

      Были то были...Вот только от программы Аполлон ничего не осталось - ни ЖРД F-1, ни РН Сатурн-5, ни КК Аполло, ни ЛВПМ...Когда похерили программу Созвездие, оставили разработку только ПКК Орион - все остальное Обама сократил. Потом прикинули - оказывается для вывода Ориона к Луне нужна РН, вместо похеренного Ареса-5. А вот про ЛВПМ Альтаир разработку которого тоже зарубили, вспомнили в тот момент, когда отодвинули строительство "Звездных врат" для полета на Марс.
      Превратив их сначала просто в "лунную орбитальную платформу", но потом присовокупили всетаки буковку G - типа LOP-G -так солиднее смотрится...
      Ну а помятуя эпопею с разработкой Ориона и СЛС за созданием ЛВПМ в последний момент обратились к коммерсам ...оставив "трех китов" (Боинг, Локхид и Нортроп) на подхвате - пристяжными к Блю Ориджн и Дайнэтикс...
      Но вот получается, что "кинули" этих самых китов", а вместе с ними и конкурентов-частников...

    • Они там были. Вот только технологии с тех времён ушли немного очень вперёд и поэтому воссоздать всё потребное для полёта это всё равно, что спроектировать заново. И таки да, тот посадочный модуль был некоммерческим.

      • "...И таки да, тот посадочный модуль был некоммерческим."

        Одна неглупая дама из подкомитета по космосу в Конгрессе предложила сделать ЛВПМ по госзаказу (в собственность НАСА - в дополнение к СЛС и Ориону) - чтобы убрать зависимость от частников. В принципе она права - вполне логичное решение. Но это было при республиканцах, во время правления Трампа. Демократы имеют обкновение все республиканское херить и толкать свои (как показывает практика, убогие) идеи. Посмотрим, что будет делать ставленик демократов Нельсон на посту администратора НАСА. Его вроде как вот вот должен утвердить Конгресс.