Космонавтика

Россия испытала кислородно-водородный двигатель для ракеты «Ангара-А5»

На территории Воронежского центра ракетного двигателестроения провели огневое испытание кислородно-водородного двигателя РД-0146Д1. Его создают для разгонного блока КВТК, который будут применять на ракете тяжелого класса «Ангара-А5».

Огневое испытание кислородно-водородного двигателя РД-0146Д1 состоялось на испытательном стенде Воронежского центра ракетного двигателестроения. Об этом сообщили в «Роскосмосе».

Двигатель отработал на заданных режимах в соответствии с программой тестирования. Успешные испытания подтвердили правильность конструкторско-технологических решений, заложенных на этом этапе.

Испытания РД-0146Д1 / ©roscosmos

РД-0146Д1 имеет тягу девять тонн. Он стал одной из модификаций РД-0146, разработанного «Конструкторским бюро химавтоматики». Речь идет о жидкостных ракетных двигателях, выполненных по независимой двухвальной схеме подачи компонентов топлива с последовательной подачей газа на турбины. Концепция обеспечивает высокую надежность, особенно при многократных включениях.

Испытания РД-0146Д1 / ©roscosmos

В конструкции РД-0146 применили электроплазменное зажигание, оребрение огневой стенки камеры и шаровые пуско-отсечные клапаны. Двигатель создали с использованием самых современных титановых и алюминиевых сплавов.

В сравнении с предыдущим вариантом кислородно-водородного двигателя для разгонного блока «Ангары-А5» новый форсировали по тяге на 20 процентов.

К «Ангаре-А5» в последнее время приковано особое внимание. Напомним, 27 декабря, в 22:00 по московскому времени, состоялся третий запуск в истории ракеты. Как и во время прошлых испытательных пусков, полезная нагрузка представляла собой габаритно-массовый макет космического аппарата.

Запуск «Ангары-А5» с Плесецка / ©Роскосмос

Позже СМИ сообщили о проблемах, из-за которых разгонный блок «Персей» не смог вывести макет спутника на геостационарную орбиту. Специалисты ожидают схода блока с низкой опорной орбиты и разрушения в течение следующего месяца

«Ангара-А5» стала первой тяжелой ракетой-носителем, разработанной в России после распада СССР. Первый запуск состоялся 23 декабря 2014-го. Второй — 14 декабря прошлого года. В перспективе ракета сменит «Протон-М», использующий в качестве горючего небезопасный несимметричный диметилгидразин (гептил).

Помимо семейства «Ангара», Россия создает и другие носители. Важнейшим из них можно назвать «Союз-5», известный также как «Иртыш». О завершении эскизного проектирования ракеты стало известно в этом месяце. На низкую околоземную орбиту она сможет выводить полезную нагрузку массой до 17 тонн.

Комментарии

  • Всё время хочу спросить Николая Ц. и забываю) почему не используется окислитель, который не требует очень низких температур? Вроде слышал, что пероксид водорода использовали. Прекрасная пара бы получилась, керосин, ну или метан плюс пероксид. Понятное дело, что компоненты топлива в любом случае требуют соблюдения температурного режима, однако задача попроще, когда не нужно поддерживать кислород в жидком состоянии. Возможно всё дело в меньшей эффективности?

    • Ага... Оказывается перекись водорода и сама выступает в качестве однокомпонентного топлива

    • Пероксид водорода -- это ад. Его очень сложно использовать без взрывов и гробов даже на Земле (много раз пробовали). Для космической техники -- ситуация еще жестче.

      • Гидразиновые горючие ядовиты, но плюсом устойчивость. Пероксид быстро разлагается, да, это проблема... Энергетически наиболее выгодна кислород-водородная пара, насколько я понял, да и по новомодной экологии ей равных нет) хотелось бы увидеть простую топливную пару, не токсичную, не требующую сверхнизких температур, давлений... Но видимо сие пока что невозможно

        • Ротационный ускоритель конечно же обречён на провал, но может стоит вернуться к Жюль Верну?) из пушки на луну. Только пушка будет ускорять в пределах 2-3g и заменит первую ступень если не полностью, то частично. Эдакая труба здоровущая с избыточным давлением внутре) хех

          • В принципе, провести расчёты по стационарному разгонному блоку было бы ничуть не затратнее, чем уже оплаченные РАН исследования на тему ада, добра и зла, так думаю

          • Пушку, точнее центрифугу, пробуют. Но там ускорения 500 000g, это как минимум не для людей. Сомневаюсь, что и аппаратная нагрузка такое выдержит