Космонавтика

Первый модуль китайской космической станции доставлен на стартовый стол. «Великий поход 5B» готовится в запуску

Строительство обитаемой китайской орбитальной лаборатории третьего поколения вот-вот войдет в активную фазу. На ближайшие два года Поднебесная запланировала одиннадцать запусков, включающих как модули новой космической станции, так и миссии снабжения, а также пилотируемые полеты. Первый из них состоится совсем скоро — на следующей неделе. Центральный модуль под названием «Тяньхэ» уже установлен на ракету-носитель, а сама полностью собранная «Чанчжэн-5B» перемещена из здания вертикальной сборки на стартовый стол.

Как пишет портал SpaceNews, ракета «Чанчжэн-5B» (что переводится, как «Великий поход 5B», также обозначается CZ-5B) проехала последние 2,7 километра по земле ранним утром в пятницу. Этот путь из здания вертикальной сборки до стартового стола занял около двух с половиной часов. С этого момента на космодроме Вэньчан, который расположен на острове Хайнань, самой южной части материкового Китая, началась предпусковая подготовка носителя.

Под обтекателем этой «Чанчжэн-5B» находится модуль «Тяньхэ» длиной 16,6 метров и диаметром 4,2 метра в транспортной конфигурации (со сложенными солнечными батареями и антеннами). Весящий более 22 тонн, он станет ядром новой модульной космической станции. Официально дата и время старта еще не объявлены, однако ранее пуск планировался на 29 апреля. Если все пройдет гладко, еще через месяц к модулю отправится грузовой корабль «Тяньчжоу», а в начале лета — и первый экипаж на корабле «Шэньчжоу».

Стенд, посвященный новой орбитальной станции на Китайской космической конференции в Нанкине, 2021 год / ©Xinhua, Ji Chunpeng
Макет «Чанчжэн-5» (в центре экспозиции) на Китайской космической конференции в Нанкине, 2021 год. Несмотря на короткий послужной список, ракета уже отметилась отправкой миссий к Луне и Марсу / ©Xinhua, Ji Chunpeng

Следующие два модуля, уже лабораторных, к «Тяньхэ» пристыкуют не ранее 2022 года. До этого на станции побывает, как минимум, три смены экипажей. На первых порах пребывание не планируется постоянным, эксплуатировать ее будут «наездами». В отсутствии тайконавтов одинокий «Тяньхэ» должен функционировать в автономном режиме под контролем наземного центра управления. Когда станция примет промежуточную многомодульную конфигурацию в виде буквы «Т», возможно, она станет постоянно обитаемой. Как до этого «Мир» и МКС. Ну а ближе к концу 2020-х к ней могут добавить еще несколько модулей, но настолько далеко идущие планы пока что выглядят туманно.

«Железо»

Как «Тяньхэ», так и «Чанчжэн-5B» — большой шаг вперед для китайской космонавтики. Основной модуль космической станции представляет собой энергетический, управляющий и стыковочный центр всей будущей орбитальной конструкции. Он состоит из трех главных отсеков: служебного, лабораторного и стыковочного. Первый, самый большой, в нем расположено основное оборудование систем жизнеобеспечения, ориентации, терморегуляции, энергоснабжения и управления, а также один стыковочный порт («задний»). Там же предстоит и жить будущим обитателям станции, по крайней мере, пока к ней не пристыкуют дополнительные модули.

Лабораторный отсек чуть короче и меньше в диаметре, на его внешней стороне размещены солнечные батареи, антенны связи и, возможно, большой роботизированный манипулятор. Внутри, насколько известно, установлены стойки для экспериментов, аналогичные тем, что используются NASA для модулей МКС, а также сопутствующее оборудование. Самый верхний (если смотреть на «Тяньхэ» под обтекателем ракеты) — сферический стыковочный отсек. На нем есть целых четыре порта для стыковки модулей или космических кораблей и один люк для выхода в открытый космос.

Следующие два модуля — «Вэньтянь» и «Мэнтянь», — будут нести гораздо больше научного оборудования: их предназначение, в первую очередь, лабораторное. В собранном виде с пристыкованными космическими кораблями «Тяньчжоу» и «Шэньчжоу» (грузовой и пилотируемый, соответственно), конструкция будет сильно напоминать советско-российский «Мир». Как и первая в истории многомодульная орбитальная лаборатория, пока неназванная китайская станция относится к третьему поколению. Это означает, что она предназначена для постоянного проживания экипажа и составлена из нескольких крупных структурных блоков, выводимых отдельными запусками.

К первому и второму поколениям, например, относят советские «Алмазы» и «Салюты», а также американскую Skylab, равно как и предыдущие китайские «Тяньгун». Классификация неофициальная и, как правило, различают их по возможности дополнительного снабжения автоматическими грузовыми космическими кораблями (как поздние «Салюты»).

Носитель тяжелого класса «Чанчжэн-5B» заслуживает внимания, как наиболее передовая ракета Поднебесной. Впервые в истории китайской космонавтики на ее первой ступени установлены водородно-кислородные двигатели большой мощности. Боковые ускорители, вопреки обыкновению, не на токсичных высококипящих компонентах топлива, а керосин-кислородные. В базовой модификации CZ-5, с водородной второй ступенью и разгонным блоком (третьей ступенью) она может забросить 14,4 тонны на геопереходную орбиту. В такой конфигурации только разгонный блок использует ядовитые горючее и окислитель — несимметричный диметилгидразин и тетраоксид азота, но это распространенная практика.

А вот вариант CZ-5B интересен тем, что на нем даже вторая ступень не устанавливается: только центральный блок и боковые ускорители. Зато такой «Великий поход» может доставить на низкую околоземную орбиту внушительные 25 тонн. Это делает «Чанчжэн-5B» одной из самых мощных ракет современности — она превосходит возможности как российских «Протон-М» и «Ангара А5», так и американского Falcon 9 или европейского Ariane 5. Из эксплуатируемых сейчас носителей тяжелого класса по максимальной выводимой массе CZ-5B уступает только Delta IV Heavy и Falcon Heavy. Правда, с надежностью у китайской ракеты пока не все гладко — из шести запусков один был неудачным.

Наконец, нельзя не упомянуть и планы Китайского космического агентства по созданию пилотируемого корабля нового поколения. Напомним, «Шэньчжоу» своими корнями уходит в советские разработки по программе «Союз». Пока не названный корабль должен его заменить, но ход проекта, как это обычно бывает в случае Поднебесной, окутан завесой тайны. Известно только, что в 2016 и 2020 году проводились летные испытания. Пока что на всех рейсах к будущей орбитальной станции указаны старые добрые «Шэньчжоу», но речь о том, что тайконавты к ней должны будут летать на новых кораблях шла давно.

Комментарии

  • несимметричный диметилгидразин требует окислителя? Зачем он вообще нужен тогда(

    • Потому что он может храниться дольше (годы) и самовоспламеняется при контакте с окислителем (двигатель проще и можно перезапускать без ухищрений всяких). Плюс удельный импульс не так уж и плох.

      Есть вариант использовать гидразин (родственное НДМГ соединение), разлагая его на катализаторе. Там реакция идет без горения (но все равно греет неслабо, под 800 градусов), импульс сильно меньше, но зато дросселируются такие двигатели в очень больших пределах и невероятно просто устроены.

      К сожалению, несмотря на все свои минусы (крайняя токсичность и острое желание разлагать почти любую фигню, которая попадается на пути), у высококипящих топлив нет аналогов в ряде применений. Например, в системах ориентации космических кораблей, спутников и зондов, которые рассчитаны на долгий срок эксплуатации (больше полугода, обычно). А также для компактных разгонных блоков (третьих-четвертых ступеней, kickstage в англоязычной терминологии).

      Альтернативы есть, но их сферы применений очень узкие.

      • Благодарю за развёрнутый ответ... Но всё равно крайняя токсичность этого вещества должна была побудить искать альтернативы(