Космонавтика

Туристическая миссия к МКС, из-за которой пришлось задержать лунную ракету, готова к старту

В космонавтике стало тесно — причем буквально! Сначала испытательный запуск корабля Boeing CST-100 Starliner не мог попасть в расписание свободных стыковочных портов МКС (но потом у него появились проблемы посерьезнее), а теперь возникла конкуренция на стартовых площадках. Первый в истории полностью частный туристический полет в околоземное пространство «подвинул» тесты ракеты SLS. Но ненадолго: миссия Ax-1 прошла все проверки NASA и ее старт намечен на пятницу, 8 апреля, 11:17 EDT (18:17 по Москве).

Предполетный брифинг техасская Axiom Space гордо разместила на своем сайте за день до обозначенного срока. В ходе пресс-конференции на вопросы журналистов ответили представители NASA, SpaceX и частной туристической космической компании. Они сообщили, что миссия Ax-1 допущена к старту — все проверки, чек-листы и подготовительные операции выполнены. Даже прогноз погоды благоприятный для запуска (90%), что редкость в это время года на побережье Флориды.

Единственный момент, который пока настораживает всех, работающих над миссией — метеорологические условия в зоне спуска космического корабля в случае прерывания полета. Прогноз планомерно улучшается, но пока что есть ряд участков траектории, которые не соответствуют критериям безопасности.

Предстартовый «прожиг» ракеты Falcon 9 для миссии Ax-1 / ©NASA, Joel Kowsky

При пилотируемых запусках Falcon 9 приходится учитывать погоду сразу в трех обширных областях атмосферы. И дело тут не в «капризности» носителя, она у детища SpaceX не особо отличается от таковой всех невоенных американских ракет. Первая ключевая зона — по траектории от стартового стола до линии Кармана. Перед запуском метеорологи осуществляют мониторинг на разных высотах и следят, чтобы ветер или вероятность осадков (тем более грозы) не превысили допустимые пределы.

Вторая, как это положено для любых пилотируемых полетов — на случай срабатывания системы аварийного спасения (САС). Аналитики рассчитывают все основные траектории движения космического корабля в нештатной ситуации, а синоптики отслеживают погоду вдоль них. Согласитесь, крайне неприятно будет при «отстреле» капсулы еще и в грозовое облако попасть. Наконец, третья зона мониторинга погоды — специфична именно для Falcon 9. Это место посадки первой ступени, которой тоже нежелательно подвергаться сильному ветру, чтобы вернуться на поверхность Земли целой и невредимой.

Запасных стартовых окон у Ax-1 пока всего два: 9 и 10 апреля. Если по каким-то причинам запуск придется отложить на день-два и Axiom Space не сможет уложиться в резервные даты, компании придется снова договариваться с NASA. На понедельник, 11 число, намечена генеральная репетиция запуска первой миссии сверхтяжелой лунной ракеты Space Launch System (SLS) Artemis I. Ее уже и так отложили на несколько дней из-за старта Axiom Space в пятницу: оба носителя находятся на соседних площадках Космического центра Кеннеди, LC-39A и 39B. Между ракетами всего 2,6 километра, и когда одна взлетает по соображениям безопасности со второй лучше ничего не делать без острой необходимости.

По плану полета Ax-1, четверо космических туристов прибудут на Международную космическую станцию, пробудут там восемь дней и вернутся на Землю. Для Axiom Space эта миссия — важнейшая «проба пера», в ходе которой будут отработаны все основные элементы будущих полетов. В перспективе компания планирует добавить к орбитальной лаборатории несколько собственных модулей, которые позднее и вовсе станут самостоятельной станцией.

Экипаж Ax-1 состоит из четырех человек (слева направо) — Ларри Коннора (Второй пилот), Майкла Лопеса-Алегрии (командир, пилот), Марка Пати (Специалист полёта) и Эйтана Стиббе. Эта международная команда будет не только наслаждаться потрясающими видами Земли из космоса, но и выполнять полноценные научные задачи, чтобы официально считаться астронавтами. Для Лопеса-Алегрии это будет уже пятый полет, ранее он участвовал в трех миссиях «Шаттлов» и одной «Союз ТМА», десять раз осуществлял внекорабельную деятельность / ©Axiom Space

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA), в свою очередь, хочет в принципе оценить, каково будет туристам на американском сегменте МКС. Ранее «негосударственные» астронавты и космонавты летали только на российских кораблях и обитали в соответствующих модулях станции. В другие они, фактически, заглядывали только по двум необходимостям — сделать красивые фото в Куполе и воспользоваться интернет-соединением.