Колумнисты

В УрФУ выяснили, какие прозвища получают туристы у местных жителей

В местах с чрезмерным турпотоком возникает скрытый конфликт между местным населением и приезжающими на отдых. Он выражается в том числе в формировании пейоративов (слов с негативной оценкой), связанных с туристами. Как нерадивых приезжих, ориентированных только на свои потребности, называют местные жители, выяснила старший преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма УрФУ Екатерина Бугрова.

Феномен туризмофобии и его примеры в Европе и России она описала в статье в журнале Quaestio Rossica. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда. «В разных языках существует достаточное количество пейоративов, связанных с туристами. К примеру, ироничным прозвищем piefke, которое можно перевести как «надменный хвастун» или «глупый позер», австрийцы сегодня нередко называют немецких туристов. Touron — сложение английских слов tourist («турист») и moron («придурок») — используется для обозначения невежественного, раздражающего туриста.

Изначально оно появилось в сленге смотрителей парков, сейчас этот жаргонизм может относиться к любому туристу. Пародии на такого рода туристов встречаются и в поп-культуре, в основном выражение связано с заведениями, предоставляющими туристам товары и услуги по завышенным ценам, где путешественники охотно приобретают псевдоаутентичные сувениры», — рассказывает Екатерина Бугрова.

В разговорном испанском, к примеру, широкое распространение получило слово guiri — те, кто приезжает с севера и краснеет, как креветки, когда попадает на солнце. Им называют иностранных туристов, в первую очередь из Великобритании или стран Северной Европы. Исходно это слово имело негативный оттенок, уточняет специалист, однако в последние годы практически перестало восприниматься как оскорбительное, сохраняя в себе некоторую иронию по отношению к приезжим.

Еще одно уничижительное слово — gabacho. Изначально его использовали испанцы для обозначения французов из северных областей Пиренейского полуострова, теперь же gabacho — популярная в некоторых странах Латинской Америки замена ставшего, по сути, нейтральным прозвища gringo (пренебрежительное «иностранец», в основном относящееся к англоязычным американцам).

«Проблемы, связанные с ростом числа путешественников, характерны и для российских городов. Особенно для тех, куда направлено перераспределение туристских потоков, “разгружающее” популярные локации — Сочи и другие города-курорты Краснодарского края. Так, в средних и малых городах России массовых туристов нередко называют пренебрежительным словом “турьё”», — добавляет Екатерина Бугрова.

Прозвища появляются вследствие того, что нередко местные жители воспринимают массовый туризм как вторжение чужаков, неспособных оценить реальную значимость того или иного объекта из-за отсутствия знаний и потребляющих вовсе не аутентичный, а специально сконструированный под ожидания туристов культурный продукт. Основные причины недовольства локальных сообществ — чрезмерное количество приезжих, их некорректное поведение: неуважение к местной культуре, нежелание говорить на глобальном или локальном языке, то есть позиционирование себя как «чужаков».

Кроме того, в туристах раздражают нерациональное, ярко выраженное индивидуалистическое поведение, ориентация на удовлетворение личных потребностей и восприятие окружающей реальности как строящейся вокруг собственного «я», добавляет специалист. Поводом для недовольства местного населения становится и снижение качества жизни, например, рост цен на недвижимость в популярных туристических городах, ухудшение экологической обстановки.

«Это приводит к тому, что местные жители перестают быть заинтересованы в доходах от туризма, а на первый план выходит удовлетворение личных потребностей. В качестве приоритета для местного сообщества выступает собственное благополучие. И для решения проблем, связанных с туризмофобией, требуется комплексный подход, построенный на активном взаимодействии бизнеса, власти и местных сообществ и подразумевающий наличие компромиссных планов по развитию территории», — заключает Екатерина Бугрова.

Надо сказать, что массовый туризм, активно развивающийся с середины XX века, в начале XXI достиг невообразимого охвата. По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), число международных туристских прибытий превысило один миллиард еще в 2012 году и продолжало расти вплоть до пандемии Covid-19. На Глобальном саммите Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) в апреле 2022 года эксперты заявили, что в 2023 году глобальной индустрии туризма удастся вернуться на допандемийный уровень.

Яркий пример тотальной туристификации — Венеция. В среднем исторический центр Венеции, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, ежегодно посещает около 13 миллионов туристов (с теми, кто посещает город с однодневной поездкой без ночевки, число вырастает до 30 миллионов). За 14 лет количество местных жителей сократилось с 60 тысяч до 50 тысяч человек; причины переезда в основном связаны с невозможностью жить в постоянном окружении туристов.