Колумнисты

В ТюмГУ определили правильные речевые интонации для медиаперсон

Исследовательница из ТюмГУ узнала, от каких факторов зависит интонирование в медиапространстве России.

Степень влияния медиа на современную культуру трудно переоценить. Во времена «золотого века» советской дикторской школы телевидение и радио давали зрителю образец правильной устной речи. Но с тех пор произошли существенные изменения: ориентация на массовость и бытовой, просторечный стиль общения негативно сказалась на медиаречи, и современные исследователи отмечают ее отрицательное влияние на речевую культуру в целом.

Вместе с тем, аудитория хочет видеть и слышать не читающего готовый текст диктора без эмоций, а думающего и рассуждающего журналиста. Но творческая свобода, непрерывное онлайн-вещание, выход на широкую аудиторию в соцсетях и видеоблогах приводят к излишней раскованности, речевой небрежности и заметному снижению качества речи, звучащей в эфире.

Работа доцента кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования Института психологии и педагогики ТюмГУ кандидата наук Аси Куприяновой — попытка на основе приобретенного опыта в области преподавания курса «Техника речи» обратиться к наиболее сложному его разделу — обучению правильному интонированию. Отправная точка — на основе теоретических предписаний грамматики определить понятие интонационной нормы и отклонений от нее, дать эталонные примеры и объяснить причины тех или иных нарушений в медиаречи.

Исследователь анкетировала, наблюдала и экспериментировала с группами. Оценивалась речь дикторов федеральных и региональных (Тюменская область) каналов за последние годы: применительно к региональным каналам — восемь лет, федеральные каналы были представлены речевым материалом последних трех лет, так как многие специфические программы последних лет ушли из эфира. Анализировались также пробные записи и выступления студентов-журналистов и блогеров-непрофессиональных журналистов.

Исследование показало, что медиаречь представлена тремя типами. Наиболее компетентны в сфере функционирования языковой нормы филологи и журналисты: они имеют богатый профессиональный опыт и площадку для реализации теоретических знаний и практических навыков. Эта страта представляет первый тип медиаречи. Второй тип представлен начинающими специалистами, которые в меньшей степени владеют грамматической нормой: студенты — будущие специалисты, а также профессионалы в процессе становления.

Третий тип медиаречи продуцируется специалистами неречевого профиля. Ее носителями могут быть, например, блогеры — харизматичные медиаперсоны, считающиеся лидерами мнений, часто задающими речевые тренды. Этот тип медиаречи представлен социальной стратой, стремительно расширяющейся, так что не исключено, что кажущиеся нам сегодня ненормативными варианты звучания станут нормой завтрашнего дня.

В первом типе медиаречи преобладают отклонения от нормы как намеренное нарушение правил для достижения коммуникативной задачи — моделирование, стилизация, эмфатический (выразительный, напряженный) прием. При этом логика повествования остается ясной, смысл не искажается и не затруднен для восприятия. Они допустимы и даже желательны для достижения контакта с аудиторией.

В медиаречи второго и третьего типа нетрудно найти «речевые проступки»: неверную расстановку пауз и мест фразового ударения, мелодику, не соответствующую грамматическим задачам. Все это интонационные девиации, затрудняющие восприятия текста нарушением логики, размытием грамматических интонационных контуров речи. Такая речь нуждается в коррекции.

Можно выделить особенности, характерные только для третьего типа медиаречи. Например, нисходяще-восходящая мелодика в конце каждой синтагмы, оцениваемая ученой как англицизм, широко распространена в медиапространстве и носит характер современного интонационного тренда.

Таким образом, характер отклонений (прием — тренд — безграмотность) позволяет оценить обоснованность, пригодность современной нормы, изменение ее статуса в медиапространстве. Обозначенный в работе подход к определению причин интонационных девиаций обеспечен экспериментом, в рамках которого выявлены причины нарушения норм. Установлено, что интонационная ошибка может быть вызвана как непониманием или незнанием грамматического правила, так и неспособностью его применить. Серьезным препятствием является слабо развитый интонационный слух, а также отсутствие голосовой координации.

Полученные ученой выводы необходимы для совершенствования педагогических приемов при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для различных сегментов аудитории с запросом на совершенствование речевой компетенции. Статья вышла в сборнике «Медиалингвистика».