Колумнисты

В ТюмГУ изучили опыт наводнений прошлого

Наводнения — это одни из самых опасных и разрушительных стихийных бедствий. Ученый из ТюмГУ оценил влияние наводнений на поселения и хозяйственное освоение территории в Обь-Иртышской речной системе в пределах Западно-Сибирского региона в XVIII — начале XX веков.

Сегодня в России ежегодно происходит от 40 до 70 только крупных наводнений. Наводнения угрожают территории около 500 тысяч квадратных километров. Территория в 150 тысяч квадратных километров периодически подвергается наводнениям с аномально высоким уровнем (катастрофическим). На этих землях располагается 300 городов, десятки тысяч других поселений, большое количество промышленных предприятий и объектов инфраструктуры, около семи миллионов гектар сельхозугодий. Ущерб от наводнений на этой территории может достигать в среднем 40 миллиардов рублей в год. Поэтому исторические свидетельства о наводнениях и нанесенном ущербе, о противостоянии стихии, а также об опыте ее прогнозирования могут быть полезны на практике.

В прошлом населенные пункты тяготели к речным поймам. В Западной Сибири эта тенденция была выражена еще отчетливее, так как водораздельные пространства на юге региона носят лесостепной и степной засушливый характер, а на севере от огромных болотных массивов пойму отделяет иногда всего несколько километров урмана (хвойного леса). Между тем, именно в речных поймах на юге располагались лучшие пахотные земли, а на севере — выпасы и сенокосы, а также охотничьи угодья.

Наводнения с высокой водой были связаны с весенними половодьями, но вода могла не спадать до осени или даже до ледостава. Иногда наводнения носили катастрофический характер. Положение осложнялось длительными многоводными циклами, когда и частота, и уровень наводнений увеличивались. Во время сильных паводков затапливались поселения, сельскохозяйственные угодья, погибал скот, разрушались или приходили в негодность жилища и хозяйственные постройки, надолго прерывались пути сообщения.

На севере региона (Нижнее Приобье) практически останавливался рыболовный промысел. В зоне южной тайги во время многоводных циклов приходило в упадок пойменное земледелие. Население прибрежных местностей пыталось защититься от наводнений дамбами, но они часто не выдерживали напора воды. Единственным действенным средством защиты от стихии становилось переселение на высокие речные берега. Так, наводнения 1912 и 1914 годов спровоцировали массовое переселение жителей низменных берегов реки Иртыш в пределах Тобольской губернии.

Власти способствовали переселению. Помощь пострадавшим от наводнений властью оказывалась, однако, нечасто. В этих условиях людям приходилось надеяться только на себя и божью помощь. Так, например, в городе Березов сложился культ Святого Епифания, в день памяти которого принято было просить у вышних сил помощи в ликвидации последствий наводнения.
Действенным средством в борьбе с разгулявшейся водной стихией стали народные природоведческие знания. За долгую историю жизни на реке русское население выработало приметы, по которым судили об уровне предстоящего половодья.

Поэтому ответом на разрушительные наводнения в Западной Сибири стал сложный комплекс хозяйственных практик. Адаптация сопровождалась и одухотворением природно-хозяйственных взаимосвязей. Все это в совокупности обеспечивало успешную хозяйственную колонизацию и устойчивое развитие наиболее заселенной территории региона — пойменных пространств.

Таким образом, в работе тюменского ученого, кандидата наук и доцента кафедры истории и мировой политики СоцГум ТюмГУ Сергея Турова впервые предпринята попытка не только оценить ущерб от наводнений и изучить соответствующие адаптивные практики, но и выявить роль наводнений в складывании стратегии заселения и хозяйственного освоения пойменных пространств региона. Статья опубликована в журнале «Уральский исторический вестник».