Колумнисты

В СФУ изучили феномен культурного колониализма в отношении мировых произведений искусства

Группа ученых из Сибирского федерального и Эдинбургского университетов, изучив популярный агрегатор оцифрованных произведений мирового искусства Google Art Project, обнаружила значительное преобладание произведений, представленных рядом стран – США, Великобританией, Голландией, Италией и Южной Кореей. Столичное искусство, в частности искусство центральных регионов России и Франции, в свою очередь, представлено шире, чем произведения, которые хранятся в региональных музеях и библиотека, и предпочтение отдается произведениям XX века, а не старинным памятникам. Эксперты призвали кураторов мировых платформ в области искусства публиковать отчеты о географическом распределении произведений, представленных платформами и музейными цифровыми коллекциями, чтобы не создавать ложного впечатления о том, что эти коллекции включают в равной мере все культуры.

В феврале 2011 года компания Google запустила проект Google Art Project, ныне известный как Google Arts and Culture (GA&C). Это интернет-платформа, предоставляющая доступ к изображениям произведений искусства с высоким разрешением, которая в настоящее время содержит более шести миллионов изображений произведений искусства со всего мира. Главной заявленной целью агрегатора было сделать культуру более доступной. GA&C пережила резкий рост в последние годы и на сегодняшний день включает в себя произведения искусства почти всех стран из списка членов ООН.

«О том, как представлять зрителю разнообразие культур и преодолеть колониализм физического музея, специалисты-музеологи всерьез задумались в 1990-е годы. Речь шла об окончании периода исторического колониализма и о создании мультикультурных музейных коллекций. И хотя некоторые специалисты утверждают, что Google Arts and Culture, а также другие цифровые коллекции крупных музеев ознаменовали собой новую эру доступного искусства, проблема отсутствия баланса в репрезентации культурного наследия остается по-прежнему важной. Мы видим, что многие культуры слабо представлены на площадке или даже маргинализированы, а ведь до 2018 года этот сайт посетило более 50 миллионов», – отметила соавтор исследования, старший научный сотрудник лаборатории Digital Humanities Гуманитарного института СФУ Инна Кижнер.

Сложность процессов агрегирования усугубляется непрозрачной политикой до-цифрового отбора в галереях, музеях, архивах и библиотеках. Этот процесс осложняется сложностями физического доступа к произведениям искусства многих культур, техническими сложностями в процессе оцифровки, хрупкостью коллекций, субъективностью кураторского отбора при публикации произведений онлайн и многими другими обстоятельствами.

Авторы статьи подчеркнули, что культурное наследие России и Франции на GA&C презентуется в основном современным искусством и фотографией XIX-XX веков. Работы прошлого века составляют почти 60 процента российской коллекции, а объекты, созданные до XII века, представлены менее чем одним процентом всех изображений. Отчасти это связано с тем, что распространение знаний о музейных коллекций все еще не является приоритетным направлением в российских музеях. Однако региональные музеи и библиотеки слабо представлены платформой не только в контексте российских, но и в контексте французских произведений культуры.

Агрегатором представлены преимущественно музейные коллекции Парижа и столичного региона Иль-де-Франс. Они освещаются гораздо шире, чем произведения провинциальных музеев. По мнению ученых, культурный колониализм, присущий платформе Google Art Project, является одним из проявлений перекоса, свойственного любому большому набору цифровых данных в области культурного наследия. Данных, представляющих какое-то культурное явление (например, европейскую живопись в западных музейных коллекциях), всегда будет больше по разным причинам. Однако в эпоху использования больших наборов данных для обнаружения закономерностей, свойственных развитию человеческой культуры, необходимо понимание того, что мы можем получить в результате анализа больших датасетов цифровых коллекций.

«Знание ограничений цифровых коллекций и развитие возможностей преодоления ограничений необходимо, поскольку обучение нейросетей, набирающих влияние в XXI веке, невозможно без широкого пула данных, в котором будет представлено культурное наследие большинства стран мира. Если этого не произойдет, цифровые данные, которыми пользуются для исследований культуры и генерации произведений искусства, будут преуменьшать все разнообразие человеческой культуры, сводя его к ограниченному набору явлений и типов», — резюмировал научный руководитель лаборатории Digital Humanities Гуманитарного института СФУ Максим Румянцев.