Колумнисты

В Пермском Политехе изучили связь отрицательной температуры воздуха с отказом двигателя и коррозией узлов автомобиля

Ученые Пермского Политеха изучили вопрос работы двигателя при температуре воздуха ниже ноля и выяснили из-за чего происходит образование повышенного количества конденсата в системе выпуска отработавших газов автомобиля.

Исследование представлено в журнале Lecture Notes in Mechanical Engineering 2021. Практика показывает, что в условиях современного мегаполиса эксплуатация автомобиля характеризуется частыми короткими поездками, многочасовым движением в заторах и длительной работой двигателя на холостом ходу. В таких условиях возможно накопление конденсата в системе выпуска.

Как следствие, в холодное время года при температуре воздуха ниже ноля конденсат может застывать в системе выпуска, образовывая ледяную пробку, и как следствие — отказ в запуске двигателя. Также конденсат, образовавшийся в выпускной системе, способствует появлению коррозионных трещин в трубе глушителя, резонаторе и сварочных швах, что в свою очередь приводит к повышенному шуму и выходу узлов и элементов выпускной системы из строя.

Расположение термопар при измерении температуры элементов выпускной системы / ©Пресс-служба ПНИПУ

«Поскольку основная причина образования конденсата — разность температур отработавших газов и стенок каналов, мы выполнили измерение температуры отработавших газов и системы выпуска с помощью аппаратного модуля ОВЕН МВ110-8А, предназначенного для считывания и преобразования сигнала с датчиков измерения температуры», — сообщил доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили и технологические машины» Михаил Бояршинов.

По словам ученых эксперимент проводился в следующей последовательности: до начала измерений автомобиль выдерживали на площадке не менее восьми часов. Затем запускался «холодный» двигатель, температура которого (как и системы выпуска) равна температуре окружающего воздуха. После чего двигатель в режиме холостого хода работал в течение 30 минут. В это время производилась автоматическая запись температуры отработавших газов и системы выпуска.

«Выяснилось, что понижение температуры окружающего воздуха приводит к более медленному прогреву двигателя автомобиля и, одновременно, к возрастанию температуры элементов системы выпуска, что вызывает осаждение избыточной влаги, возникновение коррозии и накопление конденсата внутри системы выпуска», — рассказал кандидат технических наук по специальности «Эксплуатация автомобильного транспорта» Никита Кузнецов.