Для студентов бакалавриата интерес к делу важен не меньше, чем достойная зарплата. Дальше в списке приоритетов — надежность и соответствие работы полученным знаниям. И лишь на пятом месте — карьерные притязания. Конфигурация приоритетов может меняться в зависимости от гендера, возраста, профиля обучения и других факторов. Таковы результаты исследования аспиранта кафедры экономической социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Аниты Поплавской.
Статья с итогами работы опубликована в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены». Трудовые ценности, то есть предпочтения человека в работе, — отправная точка в построении мотивации и карьеры. Трудовые ценности делятся на внутренние и внешние. Первые связаны с содержанием работы, с удовольствием от нее. А вторые — это выгоды: материальные (зарплата, карьера, социальный пакет) или нематериальные (уважение, защищенность и так далее).
В исследовании использовались данные онлайн-опроса, проведенного весной 2020 года в рамках Мониторинга студенческого опыта консорциума «Доказательная цифровизация для успеха студентов». В опросе участвовали 5000 студентов из восемь региональных вузов.
В ведущую пятерку ценностей вошли высокая зарплата (63% ответов), личная заинтересованность в работе (61%), надежность работы (46%), ее соответствие знаниям и умениям студента (41%) и перспективы карьерного роста (37%). Вслед за ними идет дружный коллектив (33%). Потом — с отрывом — гибкий график, опции мобильности, соответствие работы мировоззрению и возможность создавать что-то новое.
Факторный анализ позволил выделить семь типов ценностей: полезность — моральное обоснование важности работы ее общественной пользой; саморазвитие — желание проявлять инициативу на работе и создавать новый продукт; материальное продвижение — значимы приличный заработок и карьера; надежность — ценность стабильности работы; общение — благоприятная обстановка в коллективе; мобильность — командировки, стажировки за границей; гибкость — значимость гибкого графика.
На основе данных регрессионного анализа автор делает следующие выводы. Для девушек важно общение на работе. Остальные коллективистские трудовые ценности, вопреки гипотезе, менее значимы, чем для юношей. Инициатива для студенток тоже не приоритет, в отличие от надежности работы.
В отношении гибкого графика результаты неожиданные. Считается, что женщины ориентированы на частичную занятость и гибкий режим. Исследование этого не подтвердило. Это может быть связано с тем, что девушки в сравнении с юношами чаще трудятся полный рабочий день, а также с тем, что опрашивались студентки, которые во время обучения могли приоритизировать четкий график и лишь потом, создав семью, могли переориентироваться на гибкость.
Студенты, не отделившиеся от родителей, меньше ориентируются на карьерный рост, высокую зарплату и надежность работы. Видимо, они лучше финансово защищены. Те же, кто отделился от семьи и живет в общежитии, выделяют либо общественную пользу труда, либо смену обстановки. Вероятно, многое зависит от особенностей общения со сверстниками.
Чем старше студенты, тем менее значимы для них саморазвитие и восприятие работы как общественного блага. С возрастом выше котируется надежность позиции. Будущие инженеры больше ориентированы на индивидуалистические внутренние ценности (саморазвитие). Но они чаще выступают и за интерес к работе (таковы и результаты других исследований). Гуманитарии, как и предполагалось, больше, чем инженеры, готовы работать на пользу общества. Студенты естественно-научных программ голосуют за трудовую мобильность.
Как и ожидалось, отличники имеют установки на саморазвитие, карьеру и достойную зарплату. А вот гибкий график для них менее значим, что противоречит западным исследованиям. Успешные российские студенты активнее выбирают надежную работу с определенным графиком и карьерными перспективами.
Занятость в вузе повышает шансы ориентации на внутренние коллективистские трудовые ценности (работа — долг). Труд вне университета стимулирует внутреннюю мотивацию к саморазвитию. По-видимому, студенты, совмещающие учебу с работой вне вуза, склонны получать навыки на рабочем месте, стремятся приобрести опыт и чаще проявляют инициативу. Но такая занятость не ориентирует на полезность труда.
«Понимание отличий в трудовых ценностях сегодняшних студентов также важно для выстраивания эффективного диалога с ними со стороны факультетов, повышения вовлеченности в учебу, а также для модификации учебных программ и образовательного процесса», — подчеркивает Анита Поплавская. В целом представление о трудовых приоритетах студентов разных профилей нужно для мотивирования будущих работников различных отраслей экономики. Подробнее — в материале IQ.HSE.