Колумнисты

Ученые узнали, какие отношения доминируют в бизнес-семьях

Исследователи из ТюмГУ изучили типы семейных систем у предпринимателей малого семейного бизнеса и, помимо прочего, пришли к выводу, что сплоченность таких семей снижается с увеличением возраста владельца коммерческого предприятия.

Статья ученых кафедры общей и социальной психологии ИПиП ТюмГУ кандидатов наук доцента Юлии Мурзиной и старшего преподавателя Ирины Русяевой опубликована в «Национальном психологическом журнале».

Для нашей страны рост и повышение эффективности малого бизнеса — одно из стратегических направлений. Но стимулировать рост бизнеса могут не только финансовые и инфраструктурные факторы, но и социально-психологические. Изучение отношений внутри семей предпринимателей способно стать еще одним направлением для развития малого бизнеса в нашей стране.

Поэтому целью исследователей ТюмГУ было изучить типы семейных систем с точки зрения параметров адаптивности и сплоченности у предпринимателей сферы малого семейного бизнеса. Исследование проводилось с помощью методики FACES-3 Д. Олсона. Опрошены 129 владельцев малого семейного бизнеса.

Оказалось, что российские бизнес-семьи имеют достаточно высокий уровень «сплоченности» и чрезмерно высокую «хаотичность». Последняя проявляется в неустойчивости руководства, импульсивности в принятии решений, неясности ролей (для сравнения — в европейских бизнес-семьях доминирует тип «ригидно-запутанные», который характеризуется множеством эмоциональных связей и ролевой жесткостью).

Ученые оценивают высокую хаотичность российских бизнес-семей как способ выстраивания отношений, которые позволяют сформировать преемственность семейного дела. При этом поддержка родителями автономии и независимости детей оказалась наиболее важным фактором, стимулирующим предпринимательские намерения.

Еще один вывод ученых касался динамики семьи во времени. Они выяснили, что реальная сплоченность между родственниками снижается с увеличением возраста владельца бизнеса. В выборке испытуемых доминировали семьи с подростками, поэтому такая тенденция — вполне закономерна. После того, как дети вырастают, эта сплоченность снижается.

Но на следующем этапе семейной жизни, после отделения детей от семьи, как считают исследователи, потребность в сближении может проявиться снова, так как супруги будут пытаться решить эту задачу через развитие отношений друг с другом или при помощи рождения позднего ребенка. Все это должно запустить новый цикл отношений.

Чем больше детей в бизнес-семье, тем выше реальная сплоченность семьи. Сплоченность в многодетных семьях предпринимателей — это потенциал для репутационного капитала семьи и формирования финансовой устойчивости в будущем.

В результате исследования ученые ТюмГУ сформулировали рекомендации по гармонизации семейных отношений, направленные на поддержание и развитие связей поколений:

– Развивать лидерские способности каждого члена семьи. В семейном бизнесе важна взаимоподдержка и взаимозаменяемость в противовес позиции одного лидера.

– Учиться адаптивной реакции на изменения и трудности. Развивать стратегию сотрудничества, демократичного подхода к решению проблем, где каждая сторона получает желаемое, и, возможно, даже больше. Выйти на новый уровень видения решений можно с помощью психолога или коуча.

– Развивать отношения в семье между поколениями в виде двусторонней передачи опыта: и от родителей к детям, и от детей к родителям. Поддерживать в детях стремление к автономии в принятии решений, что поможет в управлении семейным бизнесом и создании собственных предприятий.

– Вместе обсуждать и исследовать желаемый образ семьи, согласовывать основные цели и направления, например, в конце календарного и финансового года, что позволит наметить пути к их достижению.

Результаты исследования ученых ТюмГУ позволяют сформулировать предложение центрам семейного бизнеса для особой поддержки многодетных бизнес-семей. Выявленные закономерности помогут улучшить демографическую ситуацию в стране и будут способствовать развитию малого бизнеса. Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ проекта «Ценностные ориентации владельцев успешного семейного бизнеса».