Колумнисты

Способность сопереживать зависит от стажа работы

В ТюмГУ выяснили, что изменения выраженности эмпатии у учителей зависят от стажа работы в школе и имеют значимые связи с личностными проявлениями тревожности, склонности к переживанию отрицательных эмоций и синдрома эмоционального выгорания.

Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, вставать на его позицию. Такое качество очень важно, поскольку в условиях индивидуализации и психологизации образования особую актуальность приобретает эмоциональное поведение педагога в различных профессиональных ситуациях.

Исследование специалистов ТюмГУ показало, что наиболее полно компоненты эмпатии представлены в группах педагогов со стажем 11-20 лет и более 21 года. Педагоги со стажем до 10 лет показали низкий уровень выраженности эмоционального и когнитивного уровня эмпатии, что свидетельствует о недостаточности эмоционального и профессионального опыта.

«Эмпатия — это субъективный фактор профессионального долголетия и сохранения интереса к личности обучающегося. У педагогов, имеющих большой стаж работы в школе, эмпатия выражена более полно. Это подтверждает значимость эмоционального и профессионального опыта в динамике эмпатических тенденций», – сообщила доцент кафедры педагогики, психологии и социального образования ТюмГУ Эльвира Кожевникова.

Эмпатия связана со способностью примерять на себя социальные роли, чувствовать другого человека при общении и с альтруизмом. Как пояснила эксперт, эмоциональная вовлеченность учителя в процесс психолого-педагогического взаимодействия способствует развитию у него способности понимать индивидуальные особенности обучающихся.

Исследователи также выяснили, что при выраженной ригидности (неспособности человека изменять характер, поведение и мышление в определенных ситуациях) снижается и эмпатический потенциал личности.

Обнаружилась также интересная связь между эмпатической тенденцией и тенденцией к переживанию отрицательных эмоций: чем выше способность человека к сопереживанию, тем чаще он испытывает переживания вины, сожаления и неудовлетворенности. При определенных условиях это приводит к эмоциональному истощению («выгоранию»). Такая зависимость проявилась во всех группах учителей, кроме учителей со стажем более 21 года.