Колумнисты

Социологи выяснили, какая модель «креативного города» подходит России

Социологи ТюмГУ проанализировали европейский опыт реализации концепции креативного города и пришли к выводу, что в России будет эффективнее использовать модель с акцентом на развитие человека.

«Каждая страна в соответствии с национальной спецификой использует свою модель функционирования креативных индустрий в городах. Это необходимо сделать и у нас, – сообщила доктор социологических наук, профессор Тюменского государственного университета Наталья Костко. – Концепция «креативного города» при получении институционального статуса позволит сформировать муниципальные модели. Они будут учитывать ресурсы и потребности каждого города».

По мнению специалистов, ориентиром для таких моделей выступают социальные параметры городов: структура населения, история, культура, традиции, городская морфология, идентичность места. Содержательная роль здесь видится в перспективах и возможностях жизни в населенном пункте для представителей креативного класса, для людей с высоким человеческим и интеллектуальным капиталом и, конечно, для большинства горожан.

«То есть помимо расчета на экономические эффекты от реализации концепции нужно закладывать в нее привлекательные параметры образа будущего городского сообщества, – пояснила Костко. – Так, финский опыт показывает, что структура модели может включать в себя не только набор креативных индустрий, но и элементы социальной инфраструктуры и городского контекста. Именно это обеспечивает приоритетность социальных аспектов города. Кроме того, при разработке стратегии развития городов важно сочетание инфраструктурных элементов концепции умного и креативного города. Оно усилит успешность их реализации».

Также необходимо включить в структуру креативных индустрий (по опыту Великобритании) информационно-телекоммуникационных технологий. Их роль решает несколько задач, связанных с развитием городского сообщества. Речь идет об изменении квалификационной структуры рынка труда, о возможности для производителей выйти за пределы локального рынка спроса, повысить статус свой и города.

«Однако, повышение роли креативных индустрий как части экономики города возможно в случае их связности с социально-экономическими целями его развития, а также с производствами, услугами, технологическими цепочками других отраслей, наличием высококвалифицированных работников. Как показатель влияния на развитие города принимать нужно разнообразие секторов креативной сферы.

Подчеркну, что основа перехода к модели цифрового развития экономики, креативных индустрий – качество человеческого капитала. Оно достигается путем установления безусловного приоритета образования всех уровней, от дошкольного до высшего. Сфера образования задает приоритеты, нормы встраивания представителей креативного класса и результатов их труда в социальный контекст», – заключила Наталья Костко. Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках проекта «Социальное пространство умного города: методология управления развитием и социального конструирования». 

Комментарии

  • Если о качестве человеческого капитала, то города в таком разрезе вообще не нужны. Качество на то и качество, что меняет весь "привычный" ход мыслей.
    Города сегодня - это не более чем загончики для тяглого скота. И не более того. Всё красивые рассуждения на эту тему - только в плюс бюрократии. Это её хлеб.