Колумнисты

Разработка Пермского Политеха сделает работу электростанций и газопроводов более надежной

Технология исследователей из Пермского Политеха позволит повысить устойчивость сложных промышленных систем. Ее можно использовать в работе электростанций, магистральных газопроводов, судов и производстве двигателей. Разработка поможет увеличить ресурс оборудования, снизить вибрации и предотвратить аварии при транспортировке газа. Кроме того, с ее помощью можно снизить cтоимость эксплуатации агрегатов на 20 процентов, а монтажа – более чем вдвое.

Результаты исследования ученые опубликовали в журнале AIP Conference Proceedings. «По мере развития общества и техники мы имеем дело со все более сложными системами, в частности, техническими. Усложнение может повысить их неустойчивость. Системы на основе жестких ограничений действуют быстро и эффективно, но их работа сопровождается перенапряжением, повышенным расходом энергии и других ресурсов.

Они отличаются меньшей работоспособностью и производительностью и большими рисками. Поэтому более рациональными являются динамически устойчивые системы, которые способны быстро возвращаться в исходное состояние после возмущений. В них происходят активные взаимосвязанные и взаимовлияющие непрерывные процессы обмена веществами, энергией и информацией и их преобразования», – рассказывает один из разработчиков, профессор кафедры инновационных технологий машиностроения Пермского Политеха, доктор технических наук Сергей Белобородов.

Cбор исходных данных для сборки ротора / ©Пресс-служба ПНИПУ

По словам ученых, эффективное управление такими сложными системами позволит обеспечить опережающее развитие наиболее важной области российской экономики – ее теплоэнергетической сферы, в том числе транспортной составляющей.

Разработка пермских исследователей сможет увеличить точность сборки роторов и валопроводов. Это позволит усовершенствовать продукцию в сфере машиностроения и повысит ее конкурентоспособность. Сейчас наладку оборудования при возникновении внештатных ситуаций производят на месте монтажа или в ходе эксплуатации. Технология ученых Пермского Политеха позволит избежать этих проблем, улучшив управление сложными системами.

Прецизионная подготовка колес к сборке

«Технологию можно использовать при строительстве, изготовлении, наладке и ремонте турбоагрегатов и силовых агрегатов большой мощности. В частности, это силовые установки электростанций, компрессорных станций, речных и морских кораблей. Разработку в тестовом режиме уже внедрили в производство НПО «Искра» и установили, что технологический процесс управляемой сборки снижает динамические нагрузки на опоры и гибкие элементы валопроводов в 3–5 раз», – поясняет исследователь.

Применение разработки помогло снизить виброактивность роторов в 10 раз. В частности, ученым удалось добиться показателей, которые не имеют аналогов в мире: на агрегате мощностью 10 Мвт при частоте вращения 150 Гц вибрация валопровода составила 4-6 мкм.

Исследователи отмечают, что применение технологии позволило сэкономить 20-30 процентов средств, исключив часть операций балансировки. Кроме того, им удалось снизить трудоемкость технологических процессов и заменить эти операции виртуальным моделированием. В результате разработка позволила снизить объем работ и повысить точность сборки. По словам ученых, технология готова к использованию на заинтересованных предприятиях. Процесс внедрения, по их оценкам, займет около 2-3 месяцев.