Колумнисты

Опыт работы преподавателей в цифровой среде связали с разными форматами обучения

Исследования МГППУ показали, что преподаватели вузов, имеющие и не имеющие опыт использования электронных учебных курсов в профессиональной деятельности, предпочитают различные форматы обучения.

Цифровая трансформация образования стала одним из приоритетных направлений государственной политики в России. В рамках государственной программы «Развитие образования» на 2018-2025 годы запущен федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Более ста ведущих университетов, участников программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», реализуют масштабный проект «Цифровые кафедры» в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

Преподаватели различных вузов разработали актуализированные программы по преподаваемым дисциплинам для своих «цифровых кафедр» в таких сферах, как нефтегазовая промышленность и экономика, юриспруденция и история, математика и естественные науки, образование и медицина, физкультура и спорт. Однако социологические опросы показывают, что не все преподаватели и учителя поддерживают процессы цифровой трансформации и активно используют информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Исследование Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ посвящено сравнению представлений о различных подходах в высшем образовании преподавателей вузов, не использующих и использующих электронные учебные курсы в своей профессиональной деятельности.

Для преподавателей, не имеющих опыта применения электронных курсов, по словам руководителя центра PsyDATA Марины Сороковой , наиболее социально доступные и технически оснащенные подходы, такие как дистанционное обучение, электронные курсы, массовые открытые онлайн-курсы, субъективно не привлекательны. Смешанное обучение, сочетающее возможности очного формата с цифровыми технологиями, более соответствует их представлениям о качественном высшем образовании, а самыми предпочтительными являются метод проектов и традиционно-очное обучение.

Преподаватели, имеющие такой опыт, признают проблемы дистанционного обучения, электронных курсов, массовых открытых онлайн-курсов, но в то же время отмечают их социальную доступность в сочетании с удобством для преподавателя и студентов, а также субъективной привлекательностью. Они также принимают смешанное обучение и метод проектов как перспективные подходы. Традиционное очное обучение, по их оценке, имеет мало проблем, удобно для преподавателя и социально доступно, но субъективно оно не вызывает интереса и не соответствует их представлениям о качественном высшем образовании. Работа опубликована в журнале «Психолого-педагогические исследования».