Сопоставив реконструкцию климата и растительности с археологическими данными, ученые предположили, что прибытие и распространение охотников-собирателей в изучаемом регионе более или менее синхронно с расширением северных лесов и непрерывным потеплением.
Не только научное сообщество, но и далекие от науки люди уже не отрицают существование глобального потепления. В последние годы наиболее выражено оно в арктических регионах. В связи с повышением температуры морские льды отступают на север, что угрожает хрупкой природе региона и вследствие этого – различным аспектам жизни человека. Как показали недавние исследования, последствия изменения климата в Арктике могут затронуть и другие районы, где проживает значительная часть населения Земли.
Существует несколько моделей изменения климата в ближайшие десятилетия, однако их сравнение с палеоэкологическими данными показывает, что модели значительно занижают масштабы изменений. С помощью палеоэкологических исследований можно реконструировать влияние изменений климата в прошлом на растительный, животный мир и человечество и повышать эффективность климатических прогнозов. Однако некоторые регионы и временные периоды по-прежнему изучены недостаточно глубоко, чтобы получать достоверные реконструкции климата и окружающей среды.
Ученые из Свободного университета в Берлине, ВНИИОкеанология, Санкт-Петербургского государственного университета, Ноттингемского университета в Нинбо, Нагойского университета и Геологического института Кольского научного центра РАН занимаются исследованиями Фенноскандии, включая Кольский регион, в поздне- и постледниковый период. Они выясняют четыре аспекта: историю дегляциации (отступления ледника), послеледниковое развитие растительности, взаимодействие человека с послеледниковой природой, а также чувствительность пыльцы и других палеоэкологических показателей к изменениям климата.
В международном журнале Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology опубликованы выводы, которые исследователи сделали на основе изучения пыльцы из небольшого озера Каменистое, расположенного в северо-восточной Фенноскандии, в центральной части Мурманской области, на территории, покрытой бореальными лесами, болотами и болотами.
Донные отложения озера помогли реконструировать изменение климата и растительности в этой местности за последние 13 тысяч лет. Колонку отложений ученые разделили на слои толщиной 1-2 сантиметра, провели радиоуглеродное определение возраста и изучили пыльцу высших растений, а также споры грибов, лишайников и мхов. На основе пыльцевой записи была восстановлена динамика смены растительных сообществ в исследуемой местности.
Археологические данные и исторические документы исключают влияние человека в этом районе на ландшафт до самых последних столетий. Таким образом, донные отложения озера Каменистое представляют собой запись развития естественной растительности и изменения климата.
Предыдущие реконструкции Скандинавского ледяного щита предполагают, что 13 тысяч лет назад эта территория была еще покрыта льдом. Нынешнее исследование показывает, что ее дегляциация завершилась раньше. В позднеледниковом периоде (от 13,2 до 11,6 тысяч лет назад) ландшафт, скорее всего, был открытым, затем сменился либо тундрой, либо лиственным редколесьем, а после 7,2 тысяч лет назад уступил место тайге.
Сопоставив реконструкцию климата и растительности с археологическими данными, ученые предположили, что прибытие и распространение охотников-собирателей в изучаемом регионе более или менее синхронно с расширением северных лесов и непрерывным потеплением. Таким образом, первоначальной колонизации человека способствовало не только улучшение климатических условий, но и миграция оленей на север в ответ на повышение летних температур (это животное предпочитает прохладное, ниже 12–13 градусов, лето).
Проведенная исследователями работа позволяет уточнить существующие сценарии дегляциации и более тесно связать заселение далеких от побережья территорий Кольского региона именно с миграцией северных оленей.