Колумнисты

Исследование активности мозга помогло предсказать продажи в ресторанах

Ученые НИУ ВШЭ обнаружили взаимосвязь между активностью мозга и продажами сети ресторанов. Всплески дофамина в прилежащем ядре, которые возникали у участников эксперимента, когда они рассматривали фотографии блюд, коррелировали с показателями их продаж. Таким образом, полагают ученые, исследование нейронной активности небольшой группы людей поможет рестораторам создавать более эффективное меню и увеличивать выручку.

Статья опубликована в международном журнале PlosOne. Известно, что по активности дофаминовых центров мозга можно предсказать популярность песен, эффективность рекламы и успех микрокредитования. Но можно ли по нейронной активности людей, рассматривающих фотографии из нового ресторанного меню, предсказать, как будут продаваться блюда в следующем году?

Сотрудники Института когнитивных нейронаук, Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ совместно с ресторанной сетью «Чайхона №1» (около 50 заведений) провели исследование, в котором спрогнозировали выбор посетителей ресторанов с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ).

«Это первое исследование, предсказывающее продажи и пищевое поведение больших групп людей по активности мозга. Наши результаты подтверждают предыдущие исследования, показавшие, что активность мозга в системе вознаграждения относительно небольшого числа людей может предсказать совокупный выбор более крупной независимой группы», — отметил один из авторов исследования, аспирант департамента психологии НИУ ВШЭ Андрей Кислов.

Участников эксперимента (22 человека) попросили воздержаться от приема пищи в течение трех часов до начала исследования. Во время сеанса фМРТ каждому участнику предъявляли цветные фотографии 78 блюд, их названия и цены на них. Участник выбирал или отвергал блюда, зная, что одно из понравившихся ему блюд он потом получит бесплатно. Тем временем ученые анализировали активность прилежащего ядра — центра удовольствия, расположенного в глубине мозга и богатого дофамином.

Через некоторое время после эксперимента ученые смогли сравнить данные о нейронной активности с данными реальных продаж в сети. Выяснилось, что всплески активности нейронов в прилежащем ядре статистически значимо коррелировали с продажами конкретных блюд. Следовательно, в будущем рестораторы, опираясь на результаты небольшого предварительного исследования, смогут с высокой точностью создать эффективное меню, блюда из которого гости захотят заказать.

«Любопытно, что нейропредсказание поведения людей на рынке возможно. Всплеск дофамина у небольшой группы испытуемых неплохо описывает, как будет вести себя население в целом. Эволюция создала в нас фундаментальные механизмы принятия решений, которые работают похожим образом у большинства людей, поэтому реакция мозга небольшой группы может рассказать нам о будущей реакции всей популяции», — пояснил Василий Ключарев, руководитель проекта, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории социальной нейробиологии НИУ ВШЭ.

Исследование выполнено в рамках мегагранта Международной лаборатории социальной нейробиологии нацпроект “Наука и университеты”.