Исследования ученых из России и Германии показали, что любые стратегии, «путешествуя» из центра к периферии, мутируют и приспосабливаются к различным географическим, социально-экономическим и институциональным условиям конкретного региона или города. Однако при этом возможность полностью децентрализованного развития городов сомнительна. В исследованных случаях не наблюдалось продуктивной мобилизации для решения конкретных специфических местных задач. Планирование и реализация оказались ограничены узким перечнем субсидируемых мер, а также доверием к «лучшим практикам» Москвы.
Последние десятилетия характеризуются бурным ростом городов и улучшением условий жизни в них. Важнейшим механизмом сохранения городов и привлечения новых горожан стало повышение качества городской среды. Ученые все чаще интерпретируют комфортизацию городов как следствие политики неолиберализма в городском управлении и повышения активности предпринимателей.
В отличие от классического либерализма, неолиберализм допускает государственное регулирование экономики, но лишь для установления принципов свободного рынка. Неограниченная конкуренция рассматривается в рамках неолиберализма как основная движущая сила прогресса и социальной справедливости. Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в российских городах с начала XXI века, зачастую относят к так называемой «восточной ветви» глобальной неолиберализации.
Ученые из Института географии РАН, Веймарского университета, Высшей школы экономики и Института экономических проблем Кольского научного центра постарались выяснить, насколько такой взгляд применим к городам Российской Арктики. Результаты исследования были опубликованы в международном высокорейтинговом междисциплинарном журнале Environment and Planning C: Politics and Space.
Ученые описали эволюцию политики комфортного города в постсоциалистической России и обсудили ее локальную реализацию на примере Воркуты (Республика Коми) и Апатитов (Мурманская область). В исследовании были использованы официальные документы, результаты глубинных интервью с представителями местных органов власти, предпринимателями и активистами и данные наблюдений.
Развитие городов в России в последние десятилетия идет крайне неравномерно. Население «стягивается к центру»: жители сел и поселков переезжают в небольшие города, оттуда – в более крупные. Мелкие населенные пункты разрушаются, более крупные провинциальные города стагнируют, при этом продолжается бурный рост небольшого числа мегаполисов.
Большинство городов испытывают депопуляцию и как следствие — экономический упадок. Для решения этой проблемы еще в середине 2000-х годов несколько российских городов начали внедрение политики, направленной на комфортизацию среды проживания людей. Во второй половине 2010-х годов федеральные власти придали задаче комфортизации городов статус национального приоритета.
В советский период Российская Арктика активно осваивалась. Развитие этой территории было тесно связано с добычей природных ресурсов, для чего необходимо было привлечь строителей и работников для добывающих предприятий. В сталинские времена эта потребность удовлетворялась во многом использованием труда заключенных, позже мигрантов начали привлекать за счет «северных» льгот и улучшения жилищных условий.
Эта задача способствовала появлению специфических, комплексных и соответствующих местному контексту, подходов к созданию и поддержанию комфортной среды проживания на Крайнем Севере даже тогда, когда власть не уделяла большого внимания вопросам городского комфорта на остальной территории страны. Но после распада Советского Союза арктические города утратили свое привилегированное положение с точки зрения государственного снабжения и финансирования и особенно пострадали от сокращения населения, недостаточного инвестирования и деградации зданий и инфраструктуры. В 2019 году население Воркуты составляло 54 тысячи человек, Апатитов – 55 тысяч человек. С 1989 по 2019 год оба города потеряли более 30 процентов жителей. Проблема серьезная, решать ее нужно комплексно.
В начале 2000-х годов изменения в формировании городской среды происходили «снизу» и были основаны, главным образом, на местной инициативе. В следующем десятилетии ответственность за обеспечение комфортной городской среды была перераспределена с местного на федеральный уровень. Национальный проект «Формирование комфортной городской среды», утвержденный в 2017 году, стал в какой-то мере попыткой возродить на новой основе советские методы привлечения людей в периферийные районы.
Его методы во многом основаны на подходах к комфортизации, применяемых для повышения качества городской среды в Москве, и используются на региональном уровне. В рамках реализации проекта, например, нынешний губернатор Мурманской области Андрей Чибис несколько лет назад запустил стратегический план «На Севере – жить!», направленный на сдерживание оттока населения. Меры по обновлению городской среды занимают в плане одно из главных мест и являются одним из важных инструментов повышения качества жизни в городах региона.
Исследования, проведенные учеными, показали, что любые стратегии, «путешествуя» из центра к периферии, мутируют и приспосабливаются к различным географическим, социально-экономическим и институциональным условиям конкретного региона или города. Однако при этом возможность полностью децентрализованного развития городов сомнительна. В исследованных случаях не наблюдалось продуктивной мобилизации для решения конкретных специфических местных задач. Планирование и реализация ограничены узким перечнем субсидируемых мер, а также доверием к «лучшим практикам» Москвы.
Несмотря на то, что юридически ответственность за городское планирование по-прежнему находится в руках муниципалитетов, зависимость от федеральных проектов затрудняет реализацию альтернативных программ развития, отвечающих местной специфике, или продвижение инноваций, не декларируемых центром. Интервью и изучение документов продемонстрировали, что реализация нынешней политики комфортной городской среды отстает от более комплексных и контекстуальных советских планировочных и архитектурных решений для северных и арктических городов.
Новые проекты сегодня зачастую можно назвать просто «яркой картинкой», которая вызывает позитивные эмоции у горожан и легко «продается» при выделении на нее средств, но не решает действительно серьезные проблемы комфортного градостроительства в Арктике. Во многом это вызвано недостатком средств: в 2017 году на модернизацию в Москве было потрачено 245 миллиардов рублей, а федеральные ассигнования на нацпроект «Формирование комфортной городской среды» в 2018 году составили всего 50 миллиардов на всю страну.
Поэтому в регионах приоритетом пользуются малоинвестиционные и высокоэффективные проекты модернизации общественных пространств за счет эстетически привлекательных выборочных краткосрочных решений. Это напоминает типичные характеристики неолиберальной политики комфортного города и проигрывает в комплексности и соответствии местному контексту – чертам советского подхода в развитии арктических городов. Ученые не предлагают готовых решений создавшейся проблемы, но указывают на конкретные «болевые точки», работа над которыми позволит действительно изменить ситуацию.
Комментарии
А если с канадой сравнить, какие плюсы и минусы