Бережное исследование знаменитых инструментов показало, что перед тем, как покрыть их лаком, итальянский мастер обрабатывал древесину составом из животных белков, который заполнял мельчайшие неровности и улучшал звучание.
Антонио Страдивари из Кремоны считается непревзойденным мастером по изготовлению смычковых музыкальных инструментов. Звучание его скрипок, альтов и виолончелей неповторимо. Самые выдающиеся из них получают собственные имена, сохраняются в веках и оцениваются в миллионы долларов. Повторить их не удается даже с использованием самых современных инструментов: многие материалы и техники, которыми пользовался Страдивари, остаются тайной до сих пор.
Однако ученые понемногу раскрывают их. Так, несколько лет назад тайваньские химики определили консервант, которым пользовался мастер для обработки древесины. А теперь команда исследователей из Италии обнаружила еще один элемент, характерный для инструментов Страдивари, — секретный дополнительный слой, сохраняющийся под лаковым покрытием. Их статья опубликована в журнале ACS Analytical Chemistry.
Само по себе наличие этого слоя было известно и раньше. Мастер наносил его перед лаком, заполняя мельчайшие неровности древесины и влияя на ее резонанс. Но вот из чего он изготавливал этот состав, до сих пор оставалось неизвестно. По некоторым данным, это был материал для дополнительного высушивания древесины. Однако работа Лизы Ваккари (Lisa Vaccari) и ее коллег указала на совершенно иной вариант.
Ученые исследовали скрипки «Сан-Лоренцо» (1718 года) и «Тоскано» (1690 года) с помощью синхротронного излучения. Метод инфракрасной фурье-спектроскопии подтвердил, что оба инструмента скрывают тот самый «тайный» слой. Для определения его состава химики применили метод ближнепольной инфракрасной микроскопии. При этом получают микроскопические снимки крошечных участков поверхности, параллельно облучая их узким пучком ИК-лучей, отражение которых зависит от связей между атомами в молекулах, содержащихся в образце.
Такая работа показала, что слой, находящийся между древесиной и лаком, был создан на основе белков, которые при обработке образовывали наноразмерные сгустки, заполнявшие неровности. Они настолько малы, что на микрометровых масштабах над поверхностью даже не выделяются. Судя по тому, что результаты оказались одинаковы для обоих инструментов, Страдивари пользовался именно этим составом. Конкретный набор белков остается неизвестен, но похоже, что среди них присутствует коллаген — обычный компонент соединительных тканей животных.
Комментарии
Ещё пару сотен лет назад говорили, что он их жиром натирал. Да и не один он так делал. Сейчас для этого же, с ещё лучшим результатом применяют всякие минеральные масла. Секрет в том, что секрета нет.
Проведите эксперимент: натрите дощечку жиром, а потом попробуйте покрыть ее лаком. Не забудьте рассказать о результатах...
Я покрываю. Я столяр. Варю свою масло по своей рецептуре и сверху покрвваю своим лаком по своей рецептуре сделанным. Лак на маслянной основе.
Когда жир хорошо подсохнет, можно нанести лаком. Всегда так делали в доброе старое время.
Некоторые масла полимеризуются со временем. Оживить настенные часы, которые одна тётенька удумала смазать подсолнечным маслом, было той ещё задачей.
Этой технологией пользуются и по сей день в столярных мастерских, техника такова что высушенную древесину протирают маслом, зачастую не только животного происхождения, но в те времена выбора большого то не было либо животное масло или топленый жир или растительного происхождения, которое тут не указано, так вот после смазывания маслом дерево покрывают морилкой, а затем наносят лак-в зависимости от процентного содержания и разновидности используемых ингредиентов получается различная гамма лкп.
Просмотрите новость еще раз, внимательно. Белковый слой. Либо яичный белок, либо другой природный белковый субстрат, получаемый в те времена
Возможно, Страдивари нашел способ получать чистый коллаген из костей, хрящей и сухожилий животных?
Хорошо бы посмотреть, нанесена ли аналогичная грунтовка с внутренней стороны дек его скрипок...
Дрочил он на свои скрипки и платочком растирал
Секрет звучания раскрыт в фильме КРАСНАЯ СКРИПКА.
Спермой своей он их натирал.Вот Я и раскрыл секрет.Это и есть тот самый коллаген.Затем давал ей высохнуть.Когда сперма высыхала она как бы ,,стягивала ,,древесину и этим самым заполняла все мельчайшие структуры дерева являясь пружинной прослойкой между лаком и древесиной.Поэтому лак не ,,глушил,,древесину ,а вибрировал на ней Отсюда и прекрасное звучание.Это мое собственное открытие.Яделал эксперимент,мазал кожу и давал ей высохнуть.так стягивало ,что будь здоров,как маской,но твердым итонким слоем.
Андрей, Алёша! Хорошо, что Вы посещаете такие научные страницы! Эволюционируйте, развивайтесь :))