Ученые обнаружили, что исчезновение мамонтов и других животных, которые паслись на открытом пространстве, вызвало обширные пожары, а вымирание мастодонтов и других травоядных леса — нет.
В течение последних десятков тысяч лет с лица Земли исчезли многие крупные травоядные, служившие важной частью древних экосистем. Изменения климата, появление более приспособленных конкурентов, влияние человека — все это привело к вымиранию мамонтов, длиннорогих бизонов, мастодонтов, диких лошадей и других крупнейших животных, которые паслись в степях и прериях, саванне и тундре. И вскоре по этим территориям прокатились мощные пожары. Такую связь продемонстрировали авторы новой статьи, опубликованной в журнале Science.
Команда ученых во главе с Элисон Карп (Allison Karp) из Йельского университета составила детальный список крупных травоядных млекопитающих, вымерших между шестью тысячами и 50 тысячами лет назад на четырех континентах с обширными пастбищными пространствами. Статистика показала, что сильнее всего процесс затронул Южную Америку, где исчезло 83 процента таких видов, а также Северную Америку (68 процентов). В Австралии за тот же период вымерло только 44 процента травоядной мегафауны, а в Африке — вовсе 22 процента.
Далее ученые сопоставили сроки исчезновения пастбищных великанов с данными о древних пожарах, которые получили из анализа осадочных пород, сохранившихся на дне водоемов. Информация, полученная при изучении более чем 400 образцов из разных частей мира, неплохо отражает картину региональных природных пожаров в разные периоды прошлого. И действительно, присутствие ключевых травоядных коррелировало с распространением пожаров, которые везде активизировались вскоре после их вымирания. При этом сильнее всего огонь затронул Южную и Северную Америку, где такие животные пострадали больше. В Африке пожары усилились совсем незначительно.
А вот вымирания травоядных великанов, живших в лесах, столь «огнеопасного» влияния не имели. Ученые показали, что исчезновение таких животных, как мастодонты, дипротодоны и гигантские ленивцы, не приводило к существенному распространению лесных пожаров. «Такие вымирания провоцировали целый каскад последствий, — говорит Элисон Карп. — Изучение этих эффектов позволяет лучше понять, как сегодня травоядные определяют глобальную экологию».
Комментарии
И даже понятно, почему Африка меньше всего горела. А, следовательно, мегафауна пошатнулась меньше. Более того, это в копилку объяснения, почему мегафауна в других частях света не смогла восстановиться.
В Африке, потому что там специальнообученные термиты по переработке травы. И, следовательно, не было больших очагов возгораний. В Америке, из-за долготного расположения природно-климатических поясов, ареал обитания термитов в то время был не особо широк ( если вообще они там были в значительном количестве видов). Более того, эта фича, с травяным сухостоем достаточно влиятельна и сегодня. Схема очень проста. В сухой сезон, травяной сухостой не вошедший в пропитание кого бы то ни было - горит. Практически всегда. В наших условиях, это начало теплого периода весной, когда высыхает после снега, но ещё не прошли дожди. Пожары конечно хорошо, но не на открытых пространствах. Так получается, что выгоревшая земля не защищена от ветродождевой эрозии. А следовательно, не защищены и семена, которые легко уносятся пыльными бурями вместе с питательным слоем земли и смываются, вместе с ним же, на дно тех самых водоёмов, где их там и откопали)) Иногда, не нужна даже и пожаров. Достаточно сухостою задержаться чуть дольше необходимого, как вся молодая отава гибнет на корню из-за нехватки воды и солнца. А сухостой, превращаясь, при наступившей жаре, в пылеобразную массу, быстро сдувается ветрами, оставляя после себя иссушенную мертвую землю. Надо понимать, что это не несколько травинок, а слежавшийся многосантиметровый пласт световодонепроницаемого "картона", на огромных пространствах, который могут вскопытить, только достаточно многочисленные стада жвачных и прочих травоядных, которые и дают вырасти молодой траве.
Имхо, именно эта схема и НЕ дала возможности восстановить численность мегафауне. В дальнейшем за порядком в степях стали следить копытные. Они смогли пережить тяжелые времена и смены климата, и рациона и пожаров.