Биология

Среди воробьев в Канаде распространяется новая «вирусная» песня

Любители птиц из разных регионов Канады помогли ученым проследить, как новая вариация песни белогорлых воробьев распространяется по их популяциям, вытесняя старые надоевшие мелодии.

Птицы поют для обозначения своей территории и привлечения потенциальных партнеров для спаривания и выведения потомства. Песни представителей одного вида обычно одинаковы, хотя в некоторых случаях возможны и небольшие вариации — «диалекты», свойственные отдельным популяциям: птицы обучаются новым звукам у своих родителей и соседей.

Однако новая мелодия, распространяющаяся среди канадских белогорлых воробьев Zonotrichia albicollis, оказалась «вирусной» и вытесняет обычные песни во все более обширной части их ареала. Об этом Кен Оттер (Ken Otter) и его коллеги из Университета Северной Британской Колумбии пишут в статье, опубликованной в журнале Current Biology. В своей работе они использовали открытую базу данных eBird, которую обычные любители птиц наполняют своими наблюдениями и записями.

Старая и новая песни белогорлых воробьев / ©Scott Ramsay

В отличие от традиционной песни этих птиц, которая заканчивается повторами трех быстрых нот («тра-та-та»), новая повторяет только две («та-та»), они легко различимы на слух. Авторы считают, что песня появилась где-то между 1960 и 2000 годами к западу от Скалистых гор, а с 2000-го начала стремительное продвижение в другие районы. Сегодня она распространилась на пространстве от Британской Колумбии до Онтарио — более 3000 километров, — и старые песни здесь уже практически не услышишь.

Ученые предположили, что важную роль в ее распространении сыграла особенность миграций белогорлых воробьев, и эту версию удалось подтвердить с помощью меток, закрепленных на некоторых птицах. Самцы слетаются из разных частей континента на общие зимовки, встречаясь и общаясь друг с другом, а затем могут разносить «новинки» по родным регионам.

Трудно сказать, что именно сделало новую мелодию столь притягательной и «вирусной» для белогорлых воробьев. Возможно, все дело во вкусе главных ее слушателей — самок. Для них новая песня, с одной стороны, соответствует общей «правильной» схеме старой, а с другой — привлекает большее внимание благодаря своей новизне. На это указывает и очередная воробьиная мода: по словам ученых, на родине самого хита, в Британской Колумбии, на смену ему приходит уже новая вариация песни.