Археология

Афродиты и троглодиты: кто такие палеолитические Венеры

Шутка о том, что женщины не полнеют, а «расширяют территорию обожания для мужчин», наверняка пришлась бы по вкусу нашим палеолитическим предкам. Недаром же они изготавливали статуэтки очень корпулентных дам. Зачем они это делали и почему некоторые из этих скульптур выражали идею «травести», сочетая в себе мужские и женские половые признаки? Naked Science задал эти вопросы старшему научному сотруднику отдела археологии каменного века Института археологии РАН, кандидату исторических наук Константину Гаврилову.

«Венерами палеолита» называют фигурки, датируемые поздним каменным веком. Более 90 процентов из них изображают женщин, причем, как правило, очень тучных или беременных. Статуэтки вырезаны из бивней мамонта или мягких пород камня — стеатита, кальцита, мергеля, мела или известняка. Существуют, впрочем, и глиняные статуэтки с тем же сюжетом, которые были обожжены и потому представляют собой один из древнейших примеров известной науке керамики (правда, преднамеренность обжига ряд исследователей сейчас ставит под сомнение). Размер этих «Венер» обычно небольшой — с ладонь, но бывают и очень маленькие — всего 4 сантиметра.

Почти все известные «Венеры» — из Евразии, от Средиземного моря до Байкала. Всего их найдено около двух сотен. А если прибавить к ним рельефные изображения подобных женщин, то в целом наберется около 700. Основная часть европейских фигурок обнаружена при раскопках памятников в основном на территории Франции, которые исследователи относят к культурно-технологическим комплексам граветт и эпиграветт.

Археолог Константин Гаврилов / ©КФУ

— А вот в Америке и Австралии находки подобных статуэток такой давности мне неизвестны. У аборигенов этих континентов была развита наскальная живопись, и рисовали они не женщин, а всевозможные знаки, личины (маски), фантастические фигуры. «Венеры» — это особенность именно европейского и частично сибирского палеолитического искусства, — рассказывает Константин Гаврилов.

Персоналии

Несмотря на то что чаще всего к «Венерам» присоединяется эпитет «верхнепалеолитические», их история, судя по всему, уходит корнями в куда более глубокую древность. Например, в Марокко на стоянке Тан-Тан найдена фигурка из кварцита с датировкой 300-500 тысяч лет. Хотя на самом деле это обычный камень, который лишь случайно оказался похож формой на человеческое тело. Древний человек нашел его и решил немного «подрихтовать» то, что не доделала природа, придав булыжнику еще большее сходство с человеком. Это доказанный факт не только для «Венеры из Тан-Тана», но и для туфовой статуэтки из Берехат-Рама, найденной на Ближнем Востоке и имеющей датировку 230 тысяч лет.

Впрочем, настоящие фигурки, полностью изготовленные вручную, появились, конечно, много позже. И самая древняя из них — «Венера из Холе-Фельс». Она же — «Венера Шельклингенская», она же — швабская. В 2008 году ее обнаружила команда ученых из Тюбингенского университета (Германия) под руководством профессора Николаса Конарда в пещере Холе-Фельс в Швабских Альпах, близ немецкого городка Шельклингена, в культурном слое, относящемся к ориньяку.

«Венера из Холе-Фельс» / ©Wikimedia Commons

Датировка впечатляет: 40-35 тысяч лет до нашей эры. Эта «Венера» выточена из бивня мамонта и представляет собой пример не только самой древней статуэтки, но и фигуративного искусства верхнего палеолита вообще (та же пещера, к слову, оказалась весьма богата и на другие находки, в числе которых флейта из кости грифа, получившая «звание» самого древнего музыкального инструмента).

Швабская «Венера» не только самая старая из фигурок палеолита, но и без преувеличения — самая… страшная: сделана она максимально топорно, грудь и вульва выражены больше, чем у остальных. А вот конечности и в особенности голова — такие же «редуцированные». Последней, впрочем, нет вовсе: вместо нее — лишь петелька для подвешивания. Акцент на женской голове наши далекие предки делали редко или не делали вовсе. Почти все статуэтки верхнего палеолита имеют непропорционально маленькую голову и такие же руки и ноги. Лица, как правило, нет. Вместо него — гладкая, как яйцо, поверхность.

Одно из самых ярких исключений (но не единственное) — «Венера из Брассемпуи» (Франция), или «Дама с капюшоном» (на ее голове изображено нечто вроде прически или капюшона, украшенного клетчатым орнаментом; подобный, кстати, встречается и у одной из фигурок, найденных в Костенках).

«Брассемпуйская Венера» / ©Wikimedia Commons

К сожалению, это лишь фрагмент статуэтки из слоновой кости, точнее ее голова с четко выраженными чертами лица, остальное не сохранилось (в Брассемпуи найдены и другие фрагменты статуэток, в том числе тело женщины, может быть,как раз оно и относится к этой голове, но определенно это утверждать ученые не могут). Ее нашли в далеком 1892 году неподалеку от французского поселка Брассемпуи. Ее датируют 26-24 тысячами лет назад. Хотя некоторые ученые до сих пор сомневаются в ее подлинности, ведь XIX век — время археологических фальсификаций.

Но самая известная «Венера», пожалуй, Виллендорфская, настоящий образец искусства каменного века. Ее тоже нашли довольно давно, в 1908 году, близ местечка Виллендорф в австрийской долине Вахау. Она вырезана из оолитового известняка, который не встречается в этой местности (что говорит о возможных миграциях древних людей или об обмене ценными предметами), и подкрашена красной охрой. Ее возраст — 29,5 тысячи лет. Статуэтка представляет собой округлую фигуру женщины с очень большими грудью и животом, довольно выраженным женским треугольником (вульвой), короткими пухлыми ножками, ягодицами и змеевидными, непропорционально тонкими ручками.

«Виллендорфская Венера» / ©Wikimedia Commons

Эту статуэтку иногда отождествляют с Матерью-Землей — хтонической богиней плодородия, которую почитают во многих культурах. Недаром ее образ нередко используется в современном искусстве и вообще везде, где только можно. Американский художник Джефф Кунс в сотрудничестве с одним из французских производителей вин, к примеру разработал на основе копии фигурки серию сосудов для шампанского, «Венеру» «снимают» в фильмах, воплощают ее образ в пьесах и изображают на марках. Так, в спектакле «Донжуан» Московского академического театра имени Владимира Маяковского в 2018 году использовалась ростовая кукла, созданная по подобию «австрийской Венеры» и символизировавшая Праматерь.

Назначение

Впрочем, едва ли маленькие фигурки, которые не отличались одинаковостью, могли символизировать столь могучий символ. По мнению многих археологов, скорее они могли воплощать в себе похожую, но более скромную идею — культ плодородия. Да и что может быть важнее для охотника-собирателя, как ни большое семейство и хороший приплод у промысловых животных. Впрочем, гипотез по этому поводу масса, их даже объединяют в несколько групп. Помимо олицетворения культа плодородия, статуэтки могли каким-то образом участвовать в обряде посвящения девочек в женщины; некоторые исследователи считают их воплощением палеолитического идеала женской красоты, третьи даже полагают, что «Венер» использовали по тому же назначению, что и… некоторые картинки из журнала «Плейбой».

— На самом деле, это полная ерунда, — говорит Константин Гаврилов. — Большинство ученых считает, что «Венеры» олицетворяли собой именно плодородие. Ведь любое человеческое общество характеризуется моральными нормами. Известно, например, что те же неандертальцы заботились о своих пожилых сородичах. На стоянке Ля Шаппель-о-Сен найден скелет глубокого, по тем понятиям, старика. Он был тяжело болен, у него была крайне тяжелая степень артрита. Но смог дожить до преклонного возраста, потому что за ним ухаживали. Эти фигурки сделаны с большим мастерством и обладают несомненными художественными достоинствами. Поэтому мы должны признать, что перед нами свидетельства весьма сложного общества, имеющего свою культуру. Исходя из этого, трудно представить, что у его членов не было моральных принципов, они наверняка были. Другое дело, что они могли проявляться не так, как у нас. Поэтому концепции, которые нам когда-то давали преподаватели, что в этих обществах был первобытный коммунизм с промискуитетом, на мой взгляд, удел историографии, а не реальная картина того времени.

Кстати, есть немало свидетельств заботы о таких фигурках. Некоторые из них носили как амулеты (интересно, что часть из них подвешивали вверх ногами — об этом свидетельствуют, например, статуэтки из Мальты и деревни Буреть в Иркутской области), другие бережливо помещали в ямы-кладовки и защищали косточками животных. Нередко их находят в центре жилищ, около очагов. При этом у других статуэток явно намеренно отбиты руки, ноги и головы. Разбитые «Венеры» найдены, например, на стоянке Костенки I.

— Я думаю, это связано с теми обрядами, в которых использовали статуэтки, — продолжает Гаврилов. — И соответственно с тем значением, которые вкладывали люди, изготавливающие тот или иной тип фигурки. Суть этих ритуалов нам неизвестна.

А еще нередко можно услышать мнение, что изготавливали подобные статуэтки сами палеолитические женщины, а вовсе не мужчины. Это было бы не удивительно, недаром культ плодородия и домашнего очага неизменно ассоциируется с прекрасным полом. А известная археолог Марианна Гвоздовер на примере «Венер» из Авдеевской стоянки в Курской области сумела показать, что некоторые из местных статуэток изображают различные стадии репродуктивного возраста женщин. И этот вывод, по мнению Константина Гаврилова, следует распространить, по крайней мере, на все «дамские» фигурки поздней восточно-европейской граветтской культуры (по данным радиоуглеродного датирования ей 23-21 тысяча лет). «Венеры» могли изображать различные стадии беременности — от зачатия до родов.

Травести

Поистине удивительно, что найдено немало статуэток, которые сочетают в себе и мужские, и женские половые признаки.

— Такие фигурки, как ни странно, тоже несут в себе идею культа плодородия, — продолжает Константин Гаврилов. — Наши предки были неглупы и понимали, что продолжение рода связано с соединением мужчины и женщины. Доказать это, конечно, невозможно. Поскольку письменных источников нет, мы можем реконструировать только некий круг идей, но основная из них, как ни крути, — продолжение рода. В античной мифологии ведь тоже были такие существа, как андрогины. Наверное, нечто подобное существовало и в более раннюю эпоху.

Интересно, что примеры подобных фигурок можно найти и в современной этнографии в традиционных сообществах Африки (в Конго, у племени Баконго), Северо-Западной Америки и Меланезии. Изображения таких существ встречаются даже в шаманском культе алтайцев. Их называют «кааным» или «башту». Они представляют собой слияние мужского и женского начал, эти двухголовые идолы — хранители домашнего очага, главная роль которых — способствовать размножению.

«В группу андрогинных скульптур входят также статуэтки „женщин-птиц”, „женщин-фаллосов” из Мезина и еще более странные статуэтки-амулеты из Дольних Вестониц. Свидетели первобытного мировоззрения, пронизанного стремлением усилить производительную мощь природы, — все они отражают представление о первом человеке на земле как о двуполом существе, сочетавшем в себе мужчину и женщину. На основе этого „андрогинного монотеизма” сложились первобытные обряды инициаций. В них, как и в сибирском шаманстве, нередко отчетливо выступают мотивы травестизма — превращения пола», — писал в своей книге «Утро искусства» знаменитый советский историк, археолог и этнограф Алексей Окладников.

Человеколев / ©Википедия

Помимо воплощения мужского и женского начала, многие фигурки являют собой соединение человеческих и звериных черт. Один из самых ярких примеров — Человеколев, статуэтка с человеческим телом и львиной головой, сделанная из бивня мамонта около 40 тысяч лет назад. Это самая древняя зооморфная скульптура в мире, и между прочим соседка «Венеры из Холе-Фельс»: человекольва нашли в примыкающей пещере. Вообще соединение человеческих и звериных черт характерно для ранних цивилизаций — того же Египта, Месопотамии или более поздней Греции. Вспомните Анубиса, Сета или кентавров. И здесь сама собой напрашивается связь с тотемизмом — системой верований, характерной для многих традиционных обществ, когда род или племя считают своим прародителем какое-нибудь животное (реже — явление природы или растение).

— Конечно, такие фигурки можно увязать с тотемизмом, но можно и не увязывать. Соединение звериного и человеческого начал говорит о том, что наши древние предки считали себя нераздельной частью окружавшего их мира. Обо всем остальном мы можем только гадать, — говорит Константин Гаврилов

Что было дальше

А дальше была неолитическая революция и все, что с ней связано: эпоха керамики, затем металла, оседлый образ жизни, сложное общество… И да, снова статуэтки. Их было множество по всему миру, и самых разных. Но можно ли проследить историческую преемственность между «палеолитическими Венерами» и этими более поздними фигурками, создаваемыми разными культурами, например теми же античными терракотами, изображавшими древнегреческих богов всех мастей?

— Стилистически никак, — отвечает Константин Николаевич. — И не только стилистически. Дело в том, что по завершении верхнего палеолита характерные реалистичные изображения женщин исчезают. Сохраняются женские изображения в более поздний период в Западной Европе, но они в основном графические. И это совсем другие изображения с точки зрения стиля. На Русской равнине, на территории нынешней Украины мелкая пластика сохраняется, но это крайне схематизированные фигурки. Когда их откопали в начале XX века при раскопках стоянки Мезин в Черниговской губернии, то даже ассоциировали с фаллическими или птичьими образами. Сейчас считается, что это все-таки женские статуэтки, но по-особенному стилизованные.

«Венеры» из Мальты / ©Getty images

Это не означает, конечно, что между изготовителями «палеолитических Венер» граветта и более поздних фигурок не было культурной преемственности. На территории Румынии, например, не так давно нашли статуэтку поздней поры верхнего палеолита (эпиграветт), которая имеет некоторую схожесть со знаменитой «Веллендорфской Венерой». То есть преемственность все же существует, но она скорее общекультурная. С окончанием верхнего палеолита традиция изображения женских фигур прерывается. А возобновляется уже начиная с эпохи металла и не в этом регионе. Пример — Трипольская культура. В ней присутствуют статуэтки женщин из обожженной глины. Они, конечно, не похожи на сто процентов на «палеолитических Венер», но отголоски стиля улавливаются — изображения женщин тоже выполнены в реалистичной манере, да и сами фигурки изображают довольно дородных дам. Подобные статуэтки массово находили на Балканах, в Северном Средиземноморье и на Ближнем Востоке в слоях, ассоциируемых с неолитом и эпохой металла.

Похожая ситуация, вероятно, была и в Сибири. Упомянутый выше Окладников пишет, что в поселениях древних эскимосов фигурки, похожие на «палеолитических Венер», найдены в изобилии. Их вырезали из дерева и кости. Они изображали обнаженных женщин с теми же пышными формами.
Эскимосы изготавливали таких кукол вплоть до XX века. По свидетельствам представителей этого народа, фигурки часто изображали конкретных людей, которые находились в долгой отлучке. Им приписывали все качества и способности отсутствующего, а еще — магическую силу привлекать животных к охотнику.

Женские статуэтки из Триполья / ©Getty images

При долгой разлуке с мужьями женщины кормили и одевали статуэтку своего супруга, укладывали спать и вообще всячески заботились о ее благополучии. Интересно, что подобные фигурки изготавливались и в случае смерти человека. А чтобы «вселить» в нее душу умершего, в статуэтке делали отверстие и закладывали туда волосы покойного (эскимосы верили, что в них заключена душа). Важно при этом и то, что большинство эскимосских «Венер», как и в палеолите, женского пола.

Но несмотря на множество общих черт, связывать палеолитических красоток с античными и уж тем паче более поздними изображениями нельзя. Это все равно что связать Венеру Милосскую, тоже потерявшую руки и ноги, со «швабской Венерой». Хотя общий смысл изготовления их обеих и кажется очень сходным. Недаром же последнюю (точнее, подобную фигурку) один из первооткрывателей статуэток — маркиз де Вибре — назвал в честь первой, противопоставив «Венеру скромную» эллинистического образца «Венере распутной» — из палеолита.

Комментарии

  • Интересная статья, Ольга, спасибо! "Датировка впечатляет: 40-35 тысяч лет до нашей эры." - при таких датах про нашу эру уже не говорят. В силу бессмысленности - ошибка даты в разы больше и нашей эры. Просто возраст, столько-то тысяч лет назад ( в английском BP - before present). Как вы и пишете в других случаях.

  • Классная статья! Вспомнился курс по археологии фольклора Берёзкина, этнографическая классификация материалов и БД Мёрдока и карта, с которой удалось поработать. Выводы в статье и в том учебном курсе некоторым образом коррелируют... Всё это очень интересно. Спасибо.

  • Прекрасное исследование! Мне кажется, что эти Венеры в основном являются частью культа воды, так как урожай прежде всего зависел от осадков и источников воды (рек и озёр). Также эти идолы оберегали от чрезмерного проявления стихии воды - от потопов и прочих неприятностей. Ну и конечно вода - это жизнь и любовь, как высшее проявление жизни. От этих венер затем пошли многие божества, вроде Инанны и Афродиты.